Предлагаю сегодня коллегам поразмышлять на тему, которая меня лично поставила в тупик. В том смысле, что мои знания и моя интуиция вступили в жесткое противоречие с выводами, которые напрашиваются из статистики, опубликованной вчера в квартальном отчете флагманом мировой онлайн-розницы Amazon.com.
На первый взгляд симптоматика не слишком тревожная: перед нами результаты компании, которая продемонстрировала солидный запас деловой прочности на фоне стагнирующего рынка. Стагнация эта выражается в промахе практически по всем ожиданиям аналитиков:
— Заключительный квартал финансового года Amazon (он завершился 31 декабря) дал доход в 21.27 миллиарда долларов при ожидании рынка в 22.23 миллиарда. Забавно, что в официальном пресс-релизе компании эта же цифра подается под совсем иным соусом: «Amazon.com объявляет о росте продаж в четвертом квартале на 22 % до уровня 21.27 миллиарда долларов»;
— Прибыль упала на 45 % до 97 миллионов долларов (и это при том, что продажи выросли на 22 %!), что соответствует 0.21 доллару в расчете на акцию. Ожидания были 0.27;
— Продажа «живых» книг (то есть бумажных) оказались самыми низкими за 17 лет (то есть за всю историю существования компании);
— Рост продаж по итогам полного финансового года оказался самым медленным за всю время: 23 % (на фоне 33 % в 2011).
Первое, что приходит в голову: Amazon переживает кризисный период революционного перехода от продаж бумажных изданий к цифровым — отсюда и слабая статистика. Гипотезу вроде бы подтверждает и ряд фактов:
— Kindle Fire HD второй год подряд возглавляет список бестселлеров на портале ритейлера. По итогам финансового года Kindle Fire HD, Kindle Fire, Kindle Paperwhite и Kindle занимали четыре первых места в списке общемировых бестселлеров Amazon;
— Цифровой раздел портала достиг поистине раблезианских масштабов: 23 миллиона кинофильмов, телевизионных шоу, песен, журналов, книг, аудиокниг, компьютерных приложений и игр. Для сравнения: годом ранее было всего 19 миллионов, то есть за 12 месяцев ассортимент онлайн-ритейлера вырос на 4 миллиона единиц товара, то есть на 21 %!
— Новые Kindle Stores открылись в Бразилии, Канаде, Китае и Японии.
Ну и так далее. Еще чуть-чуть и мы поверим, что падение прибыли почти на 50 % вызвано именно фактором революционного перехода к цифре. Собственно, мой личный опыт и интуиция именно такой вывод и подсказывали. До тех пор, пока я не приглянулся к графикам, сопровождающих квартальный отчет.
Вот это наложение роста сотрудников на динамику продаж:
Красная линия, устремленная ввысь — это сотрудники, синяя — это продажи. Это — операционная и чистая прибыль:
Это — динамика операционной маржи за 12 месяцев:
А это — чистая прибыль за последние 12 месяцев:
Чистая прибыль, которая в декабре 2012 года превратилась в 39 миллионов долларов … убытка!
Не нужно быть финансовым аналитиком, не нужно быть бухгалтером и специалистом по информационным технологиям — достаточно просто разуть глаза и включит воображение: что объединяет все графики? Правильно: косая линия под углом в 45 градусов ниспадающая из левого верхнего угла в правый нижний!
Что это означает? Только одно: Amazon переживает равномерную, интенсивную, стабильную деградацию бизнеса! Последний график вообще чудовищный по смыслу: чистая прибыль почти в 1 миллиард 100 миллионов долларов, полученная в июне 2010 года и стабильно выдерживаемая до конца года, затем начала сокращаться, да такими темпами, что за один год превратилась вообще в убыток!
Что же это такое? Что творится с самым надежным, самым успешным и самым образцово-показательным ритейлером планеты?
У Amazon очень непростая судьба. Компания выводила свои бизнес в прибыль мучительно и долго, пользуясь, при этом, уникальной лояльностью и кредитом доверия со стороны инвесторов. Amazon не демонстрировал прибыли чуть ли не целое десятилетие, а ее акции росли и росли, росли и росли, росли и росли, игнорируя все доткомовские пузыри и прочие ипотечные потрясения!
Дошло до того, что биржевая публика вообще свыклась с мыслью, что Amazon в принципе не может доходной компанией! Amazon — это символ коммерции цифрового века и в качестве такового мы просто обязаны его всячески поддерживать и приободрять. В этом контексте шикарно смотрится комментарий, который оставил на портале Zero Hedge один из читателей в ветке обсуждения квартального отчета ритейлера: «На самом деле это же РОСКОШНЫЕ цифры! Существует уже традиция, по которой, чем сильнее сокращаются доходы компании, тем выше взбираются ее акции. Судя по последним звездным показателям, можно не сомневаться что планка в 400 долларов за акцию будет взята AMZN уже в ближайшем будущем! Я даже скрестил пальцы: если получится выдать во втором квартале цифры еще хуже, откроются перспективы для 1000 долларов за акцию. Безос вызывает у меня полное доверие».
Шутки шутками, но вы посмотрите, что делается:
Через день после обнародования квартального отчета акции AMZN буквально выстрелили в небеса гигантским гэпом на открытии в среду 30 января! Я готов спорить на что угодно, что максимум через неделю акция полностью восстановится и продолжит свое упрямое восхождение:
Это график AMZN за последний год: рост со 180 до 280 долларов! Теперь поднимите глаза на две картинки выше (график чистой прибыли за последние 12 месяцев) — прибыль равномерно весь год падала, а капитализации компании с зеркальной равномерностью росла!
Так что же это: паноптикум или некая хитрая реальность, ускользающая от нашего сознания? Читатели, знакомые со стилистикой «Голубятен», знают, что у меня в рукаве всегда припасен ответ, какой бы парадоксальной не была его логика. Что ж, не буду разочаровывать завсегдатаев клуба Старого Голубятника, однако спешу предупредить: градус моей собственной веры в предлагаемую гипотезу сильно не дотягивает даже до портвейна (не говоря уж о водке или роме :).
Итак, мне кажется, что статистика, продемонстрированная Amazon.com в квартальном отчете, универсальна и выходит за рамки частных процессов в конкретной компании. Мне кажется, что мы сегодня стали свидетелями никакого не революционного перехода к цифровым товарам, а тотального пресыщения рынка!
Онлайн-коммерция достигла какого-то важного предела, за которым открывается новая и совершенно неизведанная парадигма. Рынок бесконечно устал и насытился. Это вовсе не означает, что продажи сходят на нет или, там, прекращаются. Боже упаси! Продавали и будут продавать, причем всё больше и больше. ОДНАКО!
Однако с былой динамикой развития бизнеса, похоже, можно попрощаться. Можно хоть до бесконечности увеличивать ассортимент, прибавляя по миллиону новых позиций ежемесячно — прибыль при этом будет только сокращаться. И дело не в десятках тысяч новых наемных сотрудников и не в снижении КПД их работы. Дело в тотальном пресыщении рынка.
Если я прав, то какой можно сделать вывод? Только один: новая парадигма цифрового пресыщения приведет к тому, что ВСЕ IT-компании будут и впредь демонстрировать всё большее сокращение прибыли. А значит, рано или поздно, произойдет слом эйфорической парадигмы на фондовом рынке. Той самой, которая вынесла акции Apple до совершенно невменяемого уровня в 700 долларов за акцию. Той самой, что продолжает и сегодня оценивать акции компании, демонстрирующей жутчайшую динамику сокращения прибыли — Amazon.com — на уровне 260 долларов за акцию!
Знаете, какой сегодня коэффициент Trailing P/E у Амазона (= отношение рыночной цены акции к доходу по ней за последний завершившийся год в расчете на одну акцию)? 3272!!! То есть цена акции AMZN в 3272 раза превышает ее доходы!!!
Шахматист Безос вызывает у меня полное доверие!
Простите, но это не экономика и не финансовый рынок, а вакханалия. Впрочем, я могу и ошибаться 🙂