Мне, как и любому нормальному человеку, приходит на почту спам (институтский фильтр хорош, но не всесилен). Чаще всего это информация, не только бесполезная для меня, но вообще не имеющая ко мне никакого отношения. Самым милым было пришедшее несколько лет назад предложение купить Ту-154. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев создатели рассылок ни меня не рассматривают в качестве целевой аудитории, ни вообще о какой-либо аудитории не думают.
Но бывают и рассылки, в которые мой адрес, по-видимому, попал не случайно, — это предложения посетить какие-либо конференции и напечататься в каком-либо журнале. Среди приглашений на конференции некоторая часть является «легитимной»: они появляются в результате членства в Международном астрономическом союзе (МАС) и двух астрономических обществах. Не сказать, чтобы эти приглашения часто бывали полезны: о нужных конференциях узнаёшь как-то сам, без рассылок, а ненужные — они и не нужны. Тем не менее я не отписываюсь, поскольку вдруг что-то однажды пропустишь. Да, надо уточнить, что это не приглашения выступить с пленарным докладом на открытии крупного симпозиума, а просто информационные сообщения: «Будут деньги — приезжай».
Пока я сижу в своём пруду, мне всё понятно. Есть конференции узкой тематики, где можно не только похвастаться успехами, но и обсудить какие-то всем понятные технические детали. Есть крупные собрания типа Генеральных ассамблей МАС, где можно не только поговорить за науку, но и решить какие-то формальные вопросы, например убрать Плутон из планет. Наконец, бывают тематические мегаконференции типа серии «Протозвёзды и планеты», которые проводятся раз в пять лет. В этом году вся наша тусовка съедется на шестую конференцию в Гейдельберг, чтобы подвести итоги пятилетних исследований протозвёзд и планет, а потом традиционно издать толстенную книжку, которая на ближайшие годы становится истинным средоточием протозвёздной мудрости.
Но помимо родных, астрономических, приходят и двоюродные приглашения на другие конференции. И в них открывается иной, незнакомый и непривычный мир, где всё не так, как у нас. Вот, например, приглашение на международный конгресс «Energy Efficiency and Energy Related Materials» в Турции. Оформлено в виде призыва: отпишись от нас или дальше мы будем слать тебе приглашения дважды в месяц. По виду сайта вроде типичная конференция. Зачем звать меня на одно и то же мероприятие по два раза ежемесячно? В расчёте на то, что я сломаюсь и приеду?
Или вот ещё. Приглашение на Второй международный симпозиум «Materials Science and Engineering Technology». Иду по ссылке и обнаруживаю длинную череду очень похожих конференций в Юго-Восточной Азии, идущих практически непрерывно: двухдневная программа, обещание опубликовать присланный доклад в авторитетном международном издании и список обсуждаемых тем из трёх-четырёх десятков наименований. Понятно, что за два дня такой список не охватить, даже если по каждой теме будет сделан всего один доклад, но этого и не предполагается. К вашим услугам — эконом-вариант: заплатив оргвзнос не четыреста с лишним долларов, а несколько меньше, вы можете отдать доклад на публикацию, не приезжая на конференцию. Если же вы всё-таки приедете, то убедитесь, что программа не перегружена живыми выступлениями. Правда, радует, что она всё-таки есть, то есть что конференция действительно проводится, даже если за недостатком реально представляемых докладов один из двух дней посвящён исключительно регистрации участников.
Но это Восток. У нас всё проще. Часто стали приходить русскоязычные приглашения на уникальные мероприятия — заочные научно-практические конференции. С названиями типа «Наука и образование». Естественно, международные, естественно, с публикацией трудов. Правда, не в авторитетном издании, как в предыдущем случае, а в собственном сборнике трудов, но и стоимость куда более демократичная. Чтобы пополнить свой список публикаций одним пунктом, вам достанет нескольких сотен рублей. Ехать никуда не надо, убиваться над текстом — тоже. Отослал пару страниц, заплатил и через непродолжительное время получил заветные выходные данные: ISBN, слова «Министерство образования и науки Российской Федерации» на титульном листе, номера страниц…
География заочных конференций широка: Москва, Тамбов, Екатеринбург. Правда, возникает философский вопрос: что именно подразумевается под местом проведения заочной конференции? Её ведь можно проводить хоть на Луне, хоть в Туманности Андромеды. Но если вам это важно и российские города вам кажутся недостаточно солидным местом для международной конференции, к вашим услугам заочные конференции в Германии и Канаде. Конечно, не приехать в Мюнхен стоит дороже, чем не приехать в Тамбов, под сотню евро, но тут и престиж повыше, и пункт в списке публикаций будет написан нерусскими буквами.
Ещё одна разновидность рассылок — предложения опубликовать статью в новом научном журнале или даже поучаствовать в работе его редколлегии. Причём, если в случае с заочными конференциями всё относительно ясно — как говорил О. Бендер, джентльмен в обществе джентльменов делает свой маленький бизнес, то в приглашениях от журналов часто видится совершенно искреннее желание создать новое научное издание. Но и эти приглашения радуют своей незамутнённостью. Пока писал начало колонки, пришло письмо из издательства с честным предложением переопубликовать у них одну из наших старых статей, слегка её обновив и подредактировав. У другого издательства круг предложений более обширен. Можно написать им статью, можно стать рецензентом, можно предложить себя в качестве главного редактора, можно даже предложить издавать новый журнал.
Как-то с трудом верится, что в таких журналах будет высокий уровень рецензирования. Можно сколько угодно ругаться на Nature, обвиняя журнал в предвзятости и прочих грехах, но если у человека есть нормальный результат, он понесёт его в Nature или, скажем, в Astrophysical Journal, а не в журнал с милым сокращённым названием IJASS (International Journal of Astrophysics and Space Science). Тем более что публикация в этом журнале обойдётся в 500 долларов США, что вполне сопоставимо со стоимостью публикации в «старых» журналах. За счёт чего новые журналы — без истории, без репутации, даже без главных редакторов — могут конкурировать со старыми? Вряд ли им поможет в этом жёсткое рецензирование. Скорее, авторы будут ожидать того же, чего и от заочных конференций: заплатил — и получил гарантированную публикацию.
В общем, получается какая-то глобально-региональная инфраструктура для имитации исследовательской и публикационной активности. Конференции, очень похожие на настоящие, журналы, очень похожие на настоящие… Ни создателей журналов, ни организаторов конференций ни в коем случае нельзя упрекнуть в злом умысле. Скорее, наоборот. Они позволяют решить проблему публикаций и прочих ритуальных бумажек тем, кому эти бумажки нужны по чисто формальным признакам, например педагогам (поищите такие сборники в интернете — ни чиновников, ни мэров вы в числе авторов не найдёте). Собственно, я начал обращать внимание на подобные предложения после того, как жена (педагог дополнительного образования) принесла с работы бумажное приглашение поучаствовать в заочном педагогическом конкурсе. Там было почти открытым текстом написано: заплатите тысячу рублей и получите комплект документов для аттестации.
Из знакомых мне педагогов никто не жалуется на избыток свободного времени. И наверняка многие из них рады возможности решить хотя бы часть своих проблем с минимальными усилиями и разумными затратами. И сетовать нужно не на систему, которая позволяет имитировать научную деятельность, а на обстоятельства, которые вынуждают это делать.