Когда-то, давным-давно, в эру бумажных журналов Максим Отставнов напечатал в бумажной «Компьютерре» энциклопедический материал о сути виртуальности. Странички, на которую он вместился, и поныне хватит для того, чтобы гонять студентов и по немецкой классической философии, и по общей физике, и по истории вычислительной техники. Но, не ныряя в глубины богословия и любомудрия, к Аквинату и Лейбницу, ограничимся тем значением слова «виртуальность», которое совпадает с имитацией, симуляцией, моделированием.
Ещё несколько десятилетий назад скромный виртуальный мир жил на ламповых МН-7МИтак, виртуальный мир. Мир имитированный. Имитированный с помощью цифровой вычислительной техники (с аналоговыми моделями имели дело только те, кому ныне за полста…) На бытовом уровне он обычно рассматривается как антитеза миру реальному. Это когда-то модели, считавшиеся на компьютерах, мощь которых уступает ресурсам сегодняшней стиральной машины, водили лунные миссии. А теперь в цифровых сетях живёт свой мир со своими законами и правилами. И часто деятельность в нём воспринимают как уход от реальности. Бегство от неё… Даже оценивая неоднозначно. Мама недовольна, что сын режется в компьютер, а не готовит уроки (надеяться на работу по дому отвыкли и самые наивные родительницы), но счастлива, что тот не нюхает «соль» в подъезде… Жена обижается, что муж дискутирует на форумах, а не «рубит бабло», но очень рада, что благоверный не забурился в сауну с водкой и «массажистками». Амбивалентные оценки процессов бытовой компьютеризации!
Но вот сегодня идут поразительно интересные процессы влияния виртуального, компьютерного мира на мир реальный. Нет, мы не говорим сейчас о самых важных – финансовых – результатах деятельности компьютерных корпораций, которые оцениваются в поистине астрономических суммах. Правда, часто суммы эти – при всей их величине – оцениваются как ненадёжные и спекулятивные… Ну, падение капитализации Apple с сентябрьского, прошлого года максимума в 662,1 миллиарда долларов, без малого на треть, – новости важнейшие даже для российского рынка и для российской казённой прессы. О них – во всяком случае, среди читателей «Компьютерры» – знают все. А вот возьмите и поспрашивайте знакомых, скольким из них известно о падении капитализации «Газпрома» с 360 миллиардов, достигнутых летом 2008-го, до уровня менее чем в сто гигабаксов в апреле этого года? Объекты самого что ни на есть материального мира, наследие индустриальной эпохи, подвержены колебаниям цен никак не меньшим, чем гиганты информационной экономики… Но это всё – мир большого бизнеса. А мы сейчас попробуем поговорить о мире культуры, мире исторической памяти. Где сегодня происходит занимательнейшая реализация виртуальных в прошлом объектов.
Ну, вот известный российский производитель делового программного обеспечения, проникающего в самые что ни на есть разные сферы жизни. Идёшь по улице – и вдруг слышишь краем уха разговор об особенностях работы бухгалтерско-складских пакетов. Разговор самый что ни на есть обыденный, но вызывающий некий когнитивный диссонанс: не зафиксировало боковое зрение никого, кому такую тему обсуждать подобает. Лишь оглядевшись внимательней, понимаешь, что о программах беседуют двое юношей в десантной форме… Правильно, война – это, прежде всего, деньги и снабжение! И радует, что в этих сферах – а не только в области РЭБ, ставшей достоянием десантников, – применяются современные технические средства.
Миллионы детей познакомились с историей Великой Отечественной благодаря компьютерной игреА дюжину лет назад компанией этой был выпущен авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик». Очень быстро обретший культовый статус, продолжающий развитие и ныне. Сегодня можно сказать, что поразительно много сегодняшних молодых людей познакомились с историей Великой Отечественной именно благодаря этой отечественной игре. (Небольшой опрос вполне подтверждает это: в «Ил-2» играли не только все подвернувшиеся под руку юноши, но даже и несколько барышень…) Именно этот, созданный частной фирмой и вполне коммерческий, проект познакомил с главным событием национальной истории больше людей, чем вожделенные деятелями от образования «единые учебники», писанные в духе казённого патриотизма. Причём познакомил в увлекательной и живой форме! Три четверти миллиона ссылок в поисковой машине – это очень много!
В «Ил-2 Штурмовик» сегодня включён даже послевоенный «Як-15» с трофейным двигателем Jumo-004Сегодня игра «Ил-2 Штурмовик» очень далеко ушла от того, с чего начинала. Это грандиозная модель воздушных сражений Второй мировой, коллекция машин, известных раньше лишь самым въедливым любителям истории авиации. Причём игра позволяет моделировать эффекты реального мира, такие, как аэродинамические и гироскопические моменты, перегрев двигателя… Очень интересно, как будут учить аэродинамику мальчики, с детства ощущающие её не по парению комнатных моделек из травинок и плёнки, а по полноценным компьютерным моделям?
А это уже реальный штурмовик «Ил-2», восстановленный новосибирскими авиареставраторамиА вот интереснейшее событие реального мира. Тесно связанное с историей нашей страны. Есть в Новосибирске фирма «Авиареставрация», которая более пятнадцати лет занимается восстановлением самолётов Великой Отечественной. И в числе восстановленных машин есть штурмовик «Ил-2». Собранный из частей сбитой машины, со стремлением к максимальной аутентичности используемых технологий. Облётанный в воздухе известным российским лётчиком-испытателем Владимиром Барсуком, подробно и интересно рассказавшим о своих впечатлениях.
Телевизионщики, конечно же, уделяли должное внимание интереснейшим полётам исторической машины, но компьютерная игра в народе известна больше…И секретов из этого никто не делает. Федеральное ТВ (на чёрную магию которого наша «рукопожатная» оппозиция сваливает свои неудачи) делало добротные сюжеты. Только сколько ссылок вы найдёте на это событие в Сети? У автора этих строк получилось чуть больше восьми тысяч… почти на два порядка меньше, чем на игру. Давайте сравним. Люди в обоих случаях провели отличнейшую работу. Сделали с любовью своё дело – чисто «за бабки» так не трудятся. Но известность одного проекта – исполненного в сфере ИТ – на пару порядков выше, чем у добротнейшей реставрации технологий индустриальной эпохи. Конечно, ничто не может компенсировать удовольствия посмотреть на реальную железку. Но вот охват компьютерной игры – несопоставимо больше! Она лучше справляется с главной задачей – рассказать детям о подвиге предков. И это главный урок, который можно вынести из этих цифр.
Кстати, уважаемые читатели, не пожалейте времени – разошлите знакомым ссылки на видео с восстановленными боевыми машинами – там ещё биплан И-153, И-16, МиГ-3. А сами обратите в видеосюжетах внимание на всплывшую и тут связь с компьютерной индустрией.
А вот игра иностранная, но приобретшая редкостную популярность в нашем Отечестве. Хотя иностранность тут условная: штаб-квартира корпорации Wargaming.net находится в Минске, в столице союзной Белоруссии. Зовётся игра World of Tanks. (Сама корпорация давно приобрела полноценный международный статус, публикует отчёты на сайте Кипрской финансовой биржи, в 2012 году составила 217,9 млн евро, чистая прибыль — 6,1 млн евро, преимущественно на «танчиках». Неплохая реализация виртуальности, однако…) Играет в «Мир танков» около полусотни миллионов человек (правда, на Вторую мировую было мобилизовано больше ста миллионов, но цифры уже почти внутри двоичного порядка…) Игра активно развивается, переносится на мобильные устройства… Кипят нешуточные страсти. Сначала мама, предопределившая сыну семейный путь инженера-путейца, радуется интересу к «Миру танков», ибо знает, что на «Т-34» стоял дизель, как и на тепловозах, но потом расстраивается, когда ребёнок вместо оплаты репетитору покупает «прокаченную» боевую машину. В Витебске круче: пацан из Могилёва угоняет у военного виртуальный танк ценой в 300 000 «зайчиков», продаёт сверстнику за 30 000 белорусских рублей и ловится компьютерной милицией… Приходится слышать о семейных ссорах, когда на новогодний бонус муж покупает «тигр» (надеюсь, что жён возмущает непатриотичность супруга, а не низменный ущерб семейному бюджету…)! Но давайте подумаем о том, что совершенно добровольно в игру садится играть почти половина от того числа людей, что некогда шла на наибольшую в истории войну. Людей реальных, живых и платёжеспособных! Принято жаловаться на падение тиражей книг. Так число вовлечённых в игру и знакомящихся в ходе её с реальной историей и техникой (и со множеством «боковых» ветвей…) явно превосходит число тех, кто когда-либо читал историческую литературу…
Генетически связанную с миром компьютерных игр книгу Уланова и Шеина просто приятно держать в рукахВпрочем, и в области книгоиздания происходят любопытнейшие процессы реализации виртуальности. Генетически связанное с «Миром танков» издательство «Тактикал пресс» выпускает серию книг о бронированных машинах. Книг, отпечатанных на редкость добротно: хорошая бумага, иллюстрации, рисунки на форзацах – их просто приятно держать в руках. К Дню Победы отметим работу Андрея Уланова и Дмитрия Шеина «Первые Т-34. Боевое применение», посвящённую огненному крещению ранних, Харьковского завода, танков. Текст, насыщенный впервые публикующимися архивными документами и фотографиями, кого-то заставляет по-новому взглянуть на то, что кажется давно знакомым, а кому-то и просто впервые расскажет о происходившем шесть дюжин лет назад. (Пользуясь случаем, порекомендую и первую книгу этих авторов – «Порядок в танковых войсках? Куда пропали танки Сталина». М., 2011. Она основана на точных, достойных исторической монографии цифрах, но живо и увлекательно объясняет причины самого трагичного события истории России.) Не углубляясь в дебри военной истории (где на семь любителей не менее одиннадцати мнений), отметим лишь, что и в «Порядке…» реальные события поясняются примерами из компьютерных игр, привычных молодому читателю; и издательство, выпустившее «Первые Т-34», порождено компьютерной игрой, чей логотип присутствует на обложке. (Да и смогли бы плодотворно сотрудничать без современных цифровых коммуникаций рижский и московский автор?)
Так что давайте сделаем вывод. Мир информационных технологий оказывает сегодня куда большее влияние на тот мир, что принято считать реальным, чем об этом обычно думают (ну, хотя бы чего стоит давний факт превышения популярности поисковика над Первым каналом). Оказывает даже в сфере сохранения памяти о делах предков; породившее виртуальность vir — у латинян это муж, Arma virumque cano, «Битвы и мужа пою», как начал «Энеиду» Вергилий…