Есть у старого доброго Киплинга рассказ Steam Tactics, написанный в 1902 году. На русский его перевели под названием «Стратегия пара» (включив даже в том «Библиотеки всемирной литературы», который бард империализма разделил с практиком одного политкорректного занятия, осуждавшегося бездушными викторианцами…). Забавная история о том, как джентльмены, дорвавшиеся до одного из первых автомобилей, развлекаются от души, попутно измываясь над пытающимся помешать им полицейским… В этом им помогают те предоставленные технологиями возможности парового двигателя, которыми не располагала гужевая повозка. И возможности эти досточтимые джентльмены очень грамотно разыгрывают, учитывая и особенности местности, на которой они изволят развлекаться, и психологию людей, с которыми они имеют дело.
Этот паровой автомобиль Stanley на десяток лет моложе того, на котором дурачились герои Киплинга…И вот складывается впечатление, что сегодня для мира ИТ-бизнеса на первый план выходят именно те формы поведения, которые принято назвать «тактика». Попробуем объяснить, что это и почему важно! Ну, слово τακτικά — древнеэллинское. Означает оно, как донёс до нас Ксенофонт, искусство командования войсками. Обратим внимание: ученик мудреца Сократа Ксенофонт не стал ныть о суровых природных условиях, доставшихся родной Греции, и теоретически обосновывать необходимость аскезы и тяжкого низкооплачиваемого труда. Нет, он бодренько, собрав подходящую компанию, отправился подзаработать ратным ремеслом в тучную Персидскую державу; и даже вынужденный отход не сломил его личного духа, а обогатил сокровищницу духа человечества одной из самых блестящих книг под названием «Анабазис». Так вот, чем война отличается от охоты?
Строй морских конвоев Второй мировой формировался с применением математических методов исследования операцийДа тем, что война ведётся против людей, существ, наделённых примерно таким же разумом, как и ты. И тактика возникает из учёта того, что твой противник разумом обладает тоже. Из рефлексии высших порядков… Когда-то тактика была скорее искусством. Мы лишь сейчас узнаём о существовании зеркальных нейронов в нашем мозгу и о том, какую роль они сыграли в формировании человека разумного. Мы лишь недавно, где-то во времена Второй мировой, формализовали в исследовании операций, в применении математических, количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности то, о чём догадывались Сунь-Цзи и Николло Макиавелли. Сегодня мы можем рассматривать тактику как одну из стандартных областей применения ИТ-технологий. И осознать необходимость использования её для нужд самой ИТ-отрасли.
Именно эти туземцы прорывали строй британского полка…Отметим ещё одну особенность тактики. Война сейчас, в начале XXI века, прочно ассоциируется с хайтеком, а победа априори считается принадлежащей тому, у кого технологии выше. Но так бывало редко… Да, прибывали конные конкистадоры с огнестрельным оружием в ту часть Америки, которой суждено было стать Латинской. Технологии обуславливали им победу! И колониальная гонка европейских держав в конце XIX века опиралась на абсолютное технологическое превосходство, на возможность «митральезой настраивать слух/Языческим королям» как делала это воспетая Киплингом Королевская морская пехота. Но и тут случались проколы. Вот как сэр Редьярд описал реакцию бойцов Суданских экспедиционных частей на отчаянное сопротивление голых туземцев Фуззи-Вуззи:
За твое здоровье, Фуззи, за супругу и ребят!
Был приказ с тобой покончить, мы успели в аккурат.
Винтовку против лука честной не назвать игрой,
Но все козыри побил ты и прорвал британский строй!
Ну, вспомним товары, которые не особо технологичны, но весьма успешно выходят на рынок! Или не слишком умных, но сколачивающих изрядный капитал.
Для победы над зулусами одних винтовок было мало – нужна была ещё и тактикаТо есть даже винтовка с унитарным патроном не всегда обеспечивала превосходство на поле боя. Абсолютное технологическое превосходство тогдашней Мастерской Мира было, а вот в тактическое оно перетекало не всегда. Не пожалейте времени, посмотрите фильм 1964 года «Зулусы» (Zulu) – не путать с современной лентой Жерома Салля, которой собираются завершить этот Каннский фестиваль. Тот фильм был снят ещё в Европе, не отравленной политкорректностью. История двух лейтенантов, инженера Чарда и пехотинца Бромхеда, сумевших во время Англо-Зулусской войны защитить пост Роркс-Дрифт от абсолютно превосходящих сил зулусов. Защитить, используя превосходство в тактике (зулусы перед этим истребили у Исандлвана английский 24-й пехотный полк и разжились его штатным вооружением, плодами технологии).
Но когда тактика была грамотной, храбрые зулусы превращались в поставщиков трофеев для британских офицеровТак вот, отрасль информационных технологий до недавнего времени решала все проблемы за счёт технологического развития. (Ну, как конкистадоры в Новом Свете…) Компьютер пришёл в сотни миллионов домов и офисов, заменяя последовательно арифмометр, пишущую машинку, каталожный ящик, стойку с музыкальными дисками, почтовый ящик (такой, какой или в подъезде, или внизу офисного ящика), библиотеку, шкафчик с видеокассетами или видеодисками… Компьютер в виде многообразных мобильных устройств расселся по карманам и сумочкам, вот-вот численностью превысит число людей. И вот это вытеснение электронных калькуляторов, электрических пишущих машинок, книжных полок ничуть не смахивало на войну. Скорее оно было охотой, уничтожением существ с более примитивными интеллектуальными способностями… И тактический навык от руководителей ИТ-индустрии требовался лишь во внутриотраслевой конкуренции…
Вытеснение компьютерами пишущих машинок не требовало изощрённой тактики, ибо было похоже на охоту…А теперь наступает новый период. Компьютеры есть у всех. И мобильные устройства есть вообще у всех, разве исключая младенцев. Новых территориальных рынков нет. И теперь для того, чтобы увеличить продажи, надо кого-то с рынка вытеснить. Причём не голого туземца с лукомпроизводителя электромеханических пишущих машинок, а такого же компьютерщика. И вот тут уже появляется смысл говорить о тактике. Войны-то велись между людьми, вооружёнными примерно одинаково. В большую часть истории человечества – щит, шлем, меч, копьё, лук… Только одни создавали империи и насаждали свою культуру, а другие уступали землю соседям, а сами уныло брели в рабские бараки-эргастулы!
Приведем простейший пример успешной цифровой тактики. Есть оппозиционный публицист, блиставший некогда на всех телеэкранах. И есть известный блоггер. Большой, надо сказать, мастер троллинга в отношении барышень, которые в результате его, блоггера, подколок щедро снабжают его уютненький журнал личными фото, преимущественно в слабоодетом виде. Естественно, что такая выставка привлекает – в силу извечных инстинктов продолжения рода – в оный блог изрядное количество молодых людей, что вызывает у барышень ещё большее желание демонстрировать себя, всё сильнее и сильнее экономя на одеяниях… Можно сказать на деловом жаргоне — spin-off, то бишь «раскрутка». А можно отметить творческое применение принципа положительной обратной связи! Но это ещё «дотактический» этап. А тут не так давно произошёл переход к тактике. Взял блоггер да и высказал своё, правдоподобное, но не комплементарное мнение о вождях местной оппозиции… Оппозиционный публицист бодро начал ему возражать в сетевом журнале. И что в результате? Казалось бы, обычная коммунальная свара? Бессмысленная и беспощадная?
Ан нет!
Надо взять и, следуя заветам теории игр, ставить платёжную матрицу для конфликта. А перед этим оценить задачи, которые ставят перед собой его участники. Что нужно блоггеру? Да чтобы его журнал читали. И вот налицо обиженный оппозиционер, отвечающий блоггеру и дающий ссылку на его блог. По которой все читатели оппозиционера (не слишком многочисленные) могут пройти к блоггеру в жежешечку и вволю поругать его… Кто и чего добивается в этой ситуации? Блоггер, продемонстрировав грамотную «цифровую тактику», решает задачу хотя бы временного увеличения своей аудитории. Ругань оппозиционеров ему, как человеку разумному, видимо безразлична. А из фрондирующих юношей кто-то, ознакомившись с блоггерским контентом, может, вообще переберётся. Решив, что жанр ню и подколки куда забавнее митингов…
А чего добился оппозиционный публицист? А ничего… Не увеличил свою аудиторию за счёт читателей блоггера. Не привлёк какую-то часть его читателей в свои политические союзники… Просто продемонстрировал свою обиду и разогнал (вряд ли намного и, скорее всего, временно) трафик более профессиональному человеку. Вот и всё. Вот хорошая цифровая тактика и никакая цифровая тактика. Причём о сути высказываемых политических позиций и мнений о персоналиях мы сейчас ничего не говорим. Не принципиальны они на этом уровне обработки информации, так же как на уровне рубки пары конных эскадронов неважно, кто тут за демократию, а кто за законного монарха… И это – только пример, забавный и поучительный!
А другие тактические приёмы – просто в несопоставимо более сложных ситуациях, с несопоставимо более сложными матрицами игры – будут играть всё большую и большую роль в корпорациях ИТ-индустрии. Вот падение прибыли HTC за первый квартал в 167 раз – vae victis – и одновременно взлёт продаж новой модели Samsung-а, продемонстрировавшего не только высочайшие технологии, но и блестящую рыночную тактику… (Да и сверхчёткий дисплей, превосходящий Retina, корейский гигант выпускает очень своевременно…) Вообще, принятие «на вооружение» Пентагоном флагмана Samsung Galaxy S4 — явное достижение не только технологии, но и анализа той ожесточённой киберборьбы, которая кипит в нашем мире, – ведь агентство по информационным системам Министерства обороны США (DISA) одобрило решение по мобильной безопасности Samsung Knox и признало его хорошим и годным для использования в правительственных сетях… И гиганты цифровой индустрии, похоже, обречены впредь, – учитывая и кризис, и насыщение рынка, – увеличивать свои продажи прежде всего за счёт отъёма потребителей у конкурентов. За счёт торговых войн, для которых понадобится своя, «цифровая» тактика… Творчески использующая в рыночной стратегии возможности технологии и отнимающая у конкурентов средства для развития последней.