Начнём с сугубо анекдотической истории. У «Почты России», организации, нежно любимой всеми, кто склонен отовариваться в Интернете, «увели Twitter». Почтарям пришлось завести новый аккаунт, ибо прежний они не уберегли… Его то ли взломали, то ли забрали за долги. Но подробности — малоинтересны. Забавно состояние компьютерной безопасности! Хоть и в сугубо вспомогательном сервисе…
А ведь почту надо беречь. Ибо ее утечка приводит к весьма серьёзным проблемам даже для крупнейших мировых корпораций. А не уступи в марте 2013 Apple титул самой дорогой компании мира нефтяникам из Exxon Mobil — можно было бы говорить о корпорации крупнейшей… Да-да. Проблемы из-за письма возникли именно у Apple. Причем не где-нибудь, а в американском суде. Как правило, стоящем на страже финансовых интересов правообладателей. Но изредка управа находится и на правообладателей!
Судья Дениз Коут.Федеральный суд округа Манхэттен (Нью-Йорк) признал виновной компанию Apple. Судья Дениз Коут (Denise Cote) нашла корпорацию виновной в «сговоре с целью ограничить свободу торговли». Иск против «фруктовой» компании подало Министерство юстиции США, поддержанное властями 33 штатов. Эта могущественная организация (некогда возглавлявшаяся Робертом Кеннеди, братом тогдашнего президента) полагает, что целью сговора было желание подорвать лидирующие позиции Amazon на рынке электронных книг. «Подельниками» Apple выступили пять известных издательств — Hachette, HarperCollins, Macmillan, Penguin и Simon Schuster. Они, согласно решению судьи Коут, признавшей представленные Минюстом доказательства, «сговорились между собой для устранения конкуренции в рознице и подъёма цены электронных книг, а Apple сыграла ведущую роль в организации и реализации этого сговора».
Действительно, до начала 2010 года стандартными на рынке электронных книг (не ридеров, а текстов!) были цены Amazon, составлявшие $9,99 за книгу. По инициативе «яблочников» — аккурат тогда выведших на рынок свой первый и весьма удачный планшет iPad — издателям была предложена другая схема бизнеса: они устанавливали цены на e-book сами, а Apple забирала себе комиссию в 30% от розничной цены. В результате стоимость книг подскочила на рынке США в среднем на 18%, установившись на уровнях $12,99 или $14,99 за текст. Это не могло понравиться читателям, которые за океаном не только покупатели, но и избиратели. Так что началось долгое и сложное дело, которое сейчас близится к завершению.
В начале 2013 года книгопродавцы оставили Apple в одиночестве. Они пошли на сделку, предпочтя урегулировать претензии во внесудебном порядке. Penguin заплатила 75 миллионов долларов. Macmillan — 26. Hachette, HarperCollins и Simon Schuster создали для покрытия претензий клиентов совместный фонд в 69 миллионов. Apple же настаивала на своей невиновности: мол, ничего незаконного не делали, выводили на рынок новые технологии, оживляли конкуренцию. Только вот подвело её письмо — как подобает хайтек-корпорации, электронное.
Написал его соучредитель «яблочников» легендарный Стив Джобс — в адрес главы News Corp. Джеймса Мёрдока. В нём предлагалось «create a real mainstream e-books market at $2.99 and $14.99.» — создать действительно массовый рынок электронных книг по ценам $12,99 или $14,99. Вот это-то письмо и сыграло чрезвычайно важную роль в процессе. Судья Коут отталкивалась от него, вынося свое решение!
Тим Кук на сделку с федералами не идёт.Apple вины своей по-прежнему не признает, на чём настаивает её юридический представитель Том Ноймайр. Глава «фруктовой» компании Тим Кук исключает возможность капитуляции перед федеральными властями. Но это — частности. Правда, весьма важные для держателей акций Apple, на котировки которых судебная хроника внимание уже обратила. А мы поговорим о более общем.
Антитрестовское законодательство восходит к президенту Теодору Рузвельту. Этот герой Американо-испанской войны ясно понимал, что «невидимая рука» Адама Смита отнюдь недостаточна для благосостояния государств. Он наращивал морскую мощь США, гоняя вокруг света эскадры броненосцев и готовясь к схватке за планетарное лидерство. Но внутри страны он начал беспощадную борьбу с попытками ограничения конкуренции, не давая монополиям задушить регулирующие механизмы рынка. Нечто подобное мы видим и ныне. Настойчивое стремление властей США продавить через международное и национальные законодательства копирайтные и антипиратские законы, выгодные заокеанским правообладателям. Но в то же время — битьё по лапам, наиболее загребущим из этих самых правообладателей. Пусть среди них и присутствует самая дорогая (на момент значительной части расследования) корпорация планеты! Англосаксонская традиция… Галеон с разбитым рулём и сбитыми мачтами, берущий его на абордаж королевский фрегат. И все лезущие на испанскую палубу — капитан с наградной шпагой в полсотни гиней, плотник с топором и юнга со сточенным до кондиций шпиговальной иглы кортиком — знают, что Призовой суд вознаградит их по заслугам: капитан станет помещиком, плотник — владельцем мастерской, а юнга купит ботинки себе и платок подружке… Верховенство права в этом и состоит, а не в сдаче национальных рынков во имя «общечеловеческих ценностей».
Основы антитрестовского законодательства заложил «Тедди» Рузвельт.И то, что было истинным в эпоху парусных флотов, остаётся действительным и в эру информационных супермагистралей. Видели, какие последствия для Apple имело одно-единственное письмо? А ведь «Компьютерра» лет пятнадцать назад рассказывала из номера в номер о пользе коммерческой криптографии, о движении шифропанков. А нынче неутомимый Джулиан Ассанж в Guardian утверждает, что контроль оптоволоконного кабеля и выпуска шифровального оборудования «даёт в наши дни такие же мощные инструменты влияния, как и владение нефтепроводом». Правда, дальше следует дежурный пассаж: «In a stroke, the Kremlin can sentence eastern Europe and Germany to a winter without heat». Очередная страшилка о русских, выгодная кому-то в конкурентной борьбе. А ведь основателя WikiLeaks, кажется, подкармливает какой-то российский госканал? И если автору этих строк не нравится подъем цен на газ внутри страны, из этого ни в коей мере не следует желание подорвать конкурентоспособность «Газпрома» на внешних рынках; вот такой логике следует и американский суд…
Последний рубеж в защите данных…А вообще в стремлении защитить информацию организации прибегают к весьма оригинальным методам. Скажем, Федеральная служба охраны объявила на сайте Госзакупок о приобретении 20 пишущих машинок. Уход из киберпространства, бумага надежнее. (И опять агенты будут искать в корзинах использованную копирку и старые ленты…) Так что берегите почту, уважаемые читатели!