Есть один теологический анекдот. Фридрих Великий спросил лейб-медика Циммермана, знает ли он хоть одно доказательство бытия Божия. Архиятр был лаконичен: «Сир! Евреи!». Доказательство пришлось классически образованному монарху по душе: ведь маленький ближневосточный народ действительно прошел через бури истории, погубившие великие империи египтян, ассирийцев, персов, эллинов, римлян… А в XXI веке пруссаку — неоднократно воевавшему против более населенных стран и куда более многочисленных армий — явно понравилась бы эффективность, раз за разом, с первых дней существования Израиля, показываемая ЦАХАЛ. Сейчас пришли очередные новости.
Четверть тонны взрывчатки плюс несгоревший керосин да кинетическая энергия могли бы создать проблемы и кораблю крупного класса…Помните визг, учиненный в мае 2013-го по поводу поставок в Сирию российских противокорабельных ракет? Так вот, если верить Sunday Times, полсотни сверхзвуковых ракет «Яхонт» 3М55Э, способных создать весьма серьезные проблемы для тех, кто с моря соберется наводить порядок в Сирии, было уничтожено. Уничтожено на складе в порту Латакия. Крылатыми ракетами, которые были запущены с израильской субмарины класса Dolphin, построенной на германских верфях. (Есть еще версия CNN, что склад уничтожили ВВС Израиля…)
…Но — ракеты с субмарины класса «Дельфин» уничтожили их на складе.Однако, кто бы ни произвёл исполнительные действия — запустил ракеты или даже просто поджёг склад за мелкий прайс, — изначальна была работа разведки. Выяснить, что ракеты доставлены в Сирию; проследить за их дальнейшими передвижениями; установить место хранения в точных — пригодных для работы высокоточных систем наведения — координатах; дать информацию, позволяющую определить оптимальный тип боевой части для исполнения задачи: полубронебойную (если склад блиндирован), фугасную, кассетную… И задачу эту военная разведка Израиля, похоже, выполнила…
На танках израильтяне теперь будут экономить.Вообще, ЦАХАЛ сейчас стоит на пороге значительной модернизации. Дело, как и всегда, прежде всего в деньгах. В бюджетном дефиците, к которому в 2013 году привели низкие налоговые поступления и высокие госрасходы… Но тут подоспели «арабские вёсны». С 1948 года Израиль жил под угрозой того, что противники, воспользовавшись численным превосходством, скинут его население в море. (Последняя попытка была в 1973 году.) Однако сейчас арабским государствам не до этого. Египет, Ирак, Сирия раздираемы внутренними конфликтами… И у еврейского государства появилась возможность значительно сократить обычные вооруженные силы (что сэкономит $830 миллионов в следующие пять лет), а также резко нарастить возможности контрпартизанской борьбы и технологический потенциал. Причём технологический потенциал — это прежде всего использование информационных технологий. Не только «кибервойна» в виде запуска неких подобий Stuxnet, но и добыча данных (Data Mining) и работа с «большими данными» (Big Data). Ну, как пел классик: «Мы не сделали скандала…» А почему? «Нам вождя недоставало…» Вот задача контрпартизанской войны и состоит в том, чтобы не было скандалов… А для этого неплохо разобраться с «настоящими буйными». Избавить массу населения от вожаков.
Технология отработана: один лидер повстанцев, один дрон, один Hellfire… Но лидера повстанцев еще надо сначала вычислить, потом найти. И вот тут-то идеальны технологии обработки метаданных вроде PRISM. Ну, вот наблюдается массовая активность… Но население же нынче пользуется телефонами. Анализируем накопленные за нужное время и в нужном районе метаданные — и определяем инициаторов. Берём их «под колпак». Анализируем внимательнее — и находим лидера (формального, неформального — это уже тактика, а не технология). Данные передаются исполнительным структурам. Они отслеживают по мобильнику (или иным способом) перемещение заинтересовавшего объекта. Дальше — работа дрона… Аналитики же — в готовности. Кто будет больше всего активничать на похоронах, тот и попадает следующим в список для анализа… (А не активничал — включаются в действии специалисты психологической войны, распускают рассуждения: продался, мол…) Это обходится дешевле танковых дивизий и, похоже, заметно эффективней «Железного купола» (ведь сами израильтяне пожгли «Яхонты» на складе, а не дожидались их пуска, чтобы сбивать в полёте). Другое дело, что массы могут производить лидеров быстрее, чем производятся «Хеллфайры»…
Однако есть и куда более интересный аспект. Традиционная военная техника поразительно плохо конверсируется. Слишком уж специфичны техпроцессы, по которым производятся броневые машины, пушки, ракетные двигатели… А вот информационные технологии — они и в Палестине информационные технологии. То, что хорошо для отслеживания террористов, хорошо и для анализа коммерческих данных. А это куда более полезное дело. Самого страшного злоумышленника можно убить лишь однажды. А человеку за его жизнь можно продать массу товаров, показать множество рекламных объявлений…
А еще — кадры. Россия на волне пароксизма демократии отменила НВП. В Израиле школьников готовят к службе в ЦАХАЛ долго и серьезно. Причём не только разборке «галиля», но и технике РЭБ. На самом современном оборудовании… В результате срочники делают у них ту работу, которая у нас поручается офицерам. Плюс — система высшего образования. Оно в Израиле платное. Армейской дотации отслужившим хватает на год. (Мама в Нечерноземье ведет бухгалтерию дюжины фирм, оплачивая учёбу сына в Бен-Гурионе…) Но создана сеть колледжей с низкой платой — $3 000 в год. Это позволяет получать квалифицированные кадры для армии и индустрии: в ЦАХАЛ довольно много сверхсрочников с университетским образованием, не являющихся офицерами. Причём это кадры, не отягощенные «студенческими» долгами…
И результат — поразителен. Израиль зовут «Нацией стартапов». Пять тысяч хайтековых фирм. Экспорт высоких технологий — 25 миллиардов долларов в год (четверть от общеизраильского). Разговоры об израильском экономическом чуде…
У бульвара Ротшильда сосредотачивается технологическая мощь.И теперь одним из двигателей этого чуда становятся «большие данные». Опыт восемнадцатилетних ребят, которые в армии отслеживают зубров террора или создают программные средства для этого, оказывается весьма привлекательным для гигантов ИТ-сферы — вроде Google и Facebook.
А вот так ценятся израильские стартапы гигантами ИТ-индустрии.«Технологическая миля» в окрестностях бульвара Ротшильда в Тель-Авиве становится одним из центров израильской экономики благодаря очень грамотной конвергенции военных и гражданских информационных технологий. Причём это очень выгодно всем гражданам еврейского государства. Кроме рабочих мест и доходов, такая переориентация ВПК обеспечивает поддержание высокой мобилизационной готовности без бюджетных дотаций (вспомним о сокращении расходов на 0,8 гигабакса). Компьютерные фирмы в области «больших данных» живут на деньги рынка, но в случае необходимости смогут дать нужный для обороны продукт. А поскольку роль ИТ во всех сферах жизни общества будет только расти, то подход израильтян следует считать весьма верным.
Впрочем, в области пропаганды даже последние небезгрешны. Вот, скажем, все либеральные европейские СМИ клеймят израильскую военщину за арест палестинского пацана. По версии ЦАХАЛ, он кидал камнями в машину. По версии самого подростка — в собак. В собак! И — сам признался. А сколько в сытых странах первого мира любителей животных? Куда больше, чем друзей Палестины. (Посмотрите статистику производителей корма для животных: отличный бизнес!) И — не поднять широкие массы собачников в защиту бывшего мишенью canis-а… Просчёт-с! Нет, впадать в низкопоклонство перед Ближним Востоком не стоит. А вот поучиться монетизации знаний — вполне!