Компания Twitter сделала ещё один шаг к первичному размещению акций на бирже: она опубликовала так называемую форму S-1 — документ с подробным описанием финансовых показателей, структуры компании, источников дохода и перспектив бизнеса. Согласно американскому законодательству, эта информация должна быть обнародована перед IPO для того, чтобы потенциальные инвесторы знали, с кем имеют дело.
S-1 впервые позволила заглянуть за кулисы Twitter и узнать, каким образом компания планирует зарабатывать на жизнь. На первых порах в Twitter не проявляли интереса к монетизации и жили на деньги инвесторов. Около трёх лет назад компания начала, с одной стороны, осторожно осваивать рекламный рынок, а с другой — продавать доступ к полному потоку сообщений, публикуемых пользователями сервиса.
В штаб-квартире Twitter (фото: flickr.com/kohtzy).Реклама в Twitter — это не обыкновенные баннеры, а специфические форматы, изобретённые специально для этой платформы. Рекламодатели могут создавать рекламные (promoted) аккаунты, публиковать рекламные твиты, которые будут появляться в потоке сообщений пользователей, на них не подписанных, или добавлять рекламные пункты в список «трендов» (популярных тем). Twitter таргетирует рекламу по интересам пользователей с помощью «графа интересов».
В рекламной модели нет ничего нового, а вот продажа доступа к потоку сообщений — это очень нетрадиционный способ монетизации контента. Несколько лет назад исследователи обнаружили, что из больших массивов сообщений в социальных сетях можно автоматически извлекать данные, которые позволяют с неплохой точностью прогнозировать колебание курсов акций и кассовый успех фильмов, следить за распространением эпидемий и стихийных бедствий, оценивать эффективность телевизионной рекламы и рейтинги политиков. Информация такого рода пользуется спросом. Желающие в реальном времени получать и анализировать все 200 миллиардов сообщений, которые публикуют пользователи Twitter каждый день, могут заплатить компании за доступ к программным интерфейсам, разработанным именно для этого.
Согласно форме S-1, в 2010 году торговля доступом к потоку сообщений принесла компании $21 млн. К 2012-му эта сумма выросла до $47,5 млн, а результат 2013 года, вероятно, будет по меньшей мере на треть выше. Одновременно доля этого источника доходов в обороте компании сокращается. В 2010-м он давал 74% оборота Twitter. В 2013-м на него приходится лишь 13%. Остальное — это деньги, принесённые рекламой.
С $7,3 млн в 2010 году рекламные доходы Twitter выросли до $269 млн в 2012-м. В течение первого полугодия 2013 года реклама дала компании $221,4 млн. И это далеко не предел. Даже если однажды потенциал рекламы в Twitter на американском рынке окажется исчерпан, эта статья дохода продолжит расти за счёт подключения других стран.
Около 75% дохода, приносимого продажей доступа к полному потоку сообщений, дают всего пять компаний. Они не перечислены в форме S-1, но известно, что в их число входит Gnip — стартап, предоставляющий услуги мониторинга социальных сетей для фирм, которые работают в сфере финансовых сервисов, рекламы и бизнес-аналитики.
В Twitter ожидают, что рекламные доходы продолжат расти более быстрыми темпами, чем доход от продажи доступа к потоку сообщений. Это приведёт к тому, что доля рекламных доходов в обороте компании будет становиться всё более и более весомой.