«Главное – ввязаться в бой, а там посмотрим», – говорил Наполеон. Похоже, нам очень близок этот принцип: Россия получила право принять Чемпионат мира по футболу-2018, осталось всего-то… подготовиться к этому событию. Для проведения турнира в крупных городах страны планируется построить порядка десяти стадионов, отвечающих требованиям ФИФА. И хорошо бы уже сейчас задуматься о том, как окупить средства, вложенные в эти площадки, а еще лучше – заработать на них.
Совместимы ли спорт и прибыль?
Если за рубежом профессиональный спорт давно превратился в крупный бизнес, то в России на нем пока только учатся зарабатывать. Немногочисленные частные футбольные и хоккейные клубы тщательно следят за доходами и расходами, а подавляющее большинство являются явно затратными проектами. Они зависят от состоятельности содержащей их госструктуры: есть деньги – хорошо, нет – шлют письма «наверх», напоминая о своей социальной значимости… либо тихо исчезают, как это случилось три года назад с «Сатурном» из Раменского.
Такой подход напрямую отражается на состоянии отечественных стадионов. Многие из них построены еще в середине прошлого века и сильно нуждаются в модернизации. Но заниматься ей клубам, живущим на дотации, просто не по силам. В такой ситуации предстоящему Чемпионату мира можно только сказать «спасибо». Российский футбольный союз (РФС) и руководство страны заинтересованы в том, чтобы провести соревнования по высшему разряду, поэтому строительство и модернизация арен фактически стали задачей национального масштаба.
Однако масштаб может стать и камнем преткновения. По требованиям ФИФА стадионы мирового первенства должны вмещать не менее 45 тысяч зрителей. И возникает резонный вопрос: а что потом делать с этими грандиозными сооружениями? Например, насколько оправдано создание стадиона «Юбилейный» в Саранске (планируемые затраты – 180 млн долларов)? После Чемпионата часть трибун разберут, и домашняя площадка ФК «Мордовия» будет вмещать 25 тысяч человек. Проблема в том, что средняя посещаемость матчей данного клуба – всего 7 тысяч. Какая уж тут прибыль…
Для окупаемости стадиона нужна постоянная заполняемость порядка 70-80%. Такой результат на всей территории бывшего СССР показывает только «Донбасс Арена» (Донецк). В России, судя по статистике, средний показатель составляет 20%. Значит, построенные суперарены рискуют стать «дорогими игрушками», которые по окончании Чемпионата будут простаивать. Именно такую картину мы наблюдаем в Украине после Евро-2012, в Южной Африке после Чемпионата мира-2010 и даже в Китае после Олимпиады-2008.
Стало быть, вопрос звучит немного по-другому:
Как привлечь зрителей?
Коммерческие компании знают, как снизить издержки и повысить прибыль: использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Хозяевам спортивных сооружений следует перенять эту практику и уделить должное внимание техническому оснащению. «Стадион будущего», рассчитанный на широкую аудиторию, способен не только окупить эксплуатационные расходы, но и принести доход.
«Стадионы могут привлечь зрителей, расширив набор предоставляемых ИКТ-услуг. Например, сейчас активно развиваются различные мобильные приложения для посетителей: карта стадиона, статистика, текстовые и видеотрансляции параллельных матчей. Все чаще на стадионах создаются внутренние WiFi-сети», – отмечает Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп».
Нужное, полезное, интересное. Сервисы можно разбить на три группы. Сервисы первой очереди реализуются исходя из общей концепции стадиона. Если арена строится для Чемпионата Европы или мира, прежде всего надо учесть требования УЕФА или ФИФА по вместимости и безопасности. Учесть все необходимые нюансы и свести ошибки проектирования к минимуму помогает информационная модель (BIM), созданная в системе 3D ГИС.
Сервисы второй очереди обеспечивают удобство. Например, система электронных денег для внутреннего использования – в кафе и фаншопах. Виртуальной валютой и банковскими картами (особенно бесконтактными) расплачиваться быстрее и проще, чем наличными, значит, эта возможность наверняка придется посетителям по душе. Реализовать все эти расчеты позволяет биллинговая система.
Наконец, сервисы третьей очереди – работа на перспективу. К этой категории относятся всякие «навороты» – видеопанели в спинках кресел или системы трансляции в формате 3D (почему бы не заработать и на телевизионщиках?).
Кесарю – кесарево. Разделение можно провести и по другому принципу – по целевой аудитории. Если зрители сидят на разных местах (обычные болельщики – на боковых трибунах, ярые фанаты и «ультрас» ¬– за воротами, «ВИПы» – в премиум-ложах), очевидно, и сервисы им нужны разные. Одним – мобильные приложения для вызова официантов, другим – для навигации по стадиону, чтобы проще найти свое место.
Ненавязчивая безопасность. Важный момент – численность персонала, отвечающего за порядок на стадионе. Рациональное использование ИКТ-решений позволяет минимизировать штат стюардов и охранников при проведении массовых мероприятий. Возможно, даже отказаться от привлечения полицейских, присутствие которых зачастую распаляет болельщиков, а вовсе не сдерживает.
«Для эффективного управления персоналом на стадионе нужна качественная связь, например транкинговая, и ситуационный центр (control room). Внедрение таких решений позволяет примерно вдвое сократить число стюардов. Перед началом матча они нужны в основном на внешнем периметре – для проверки билетов и осмотра посетителей. Во время матча там нужно лишь несколько человек – принимать опоздавших, большая часть сотрудников переводится в чашу стадиона. При этом не нужно ставить по стюарду на каждый сектор, достаточно перемещать их по мере необходимости. По окончании матча обратная операция: из чаши на внешний периметр», – говорит Дмитрий Дробышев, бизнес-аналитик отдела отраслевых решений «Энвижн Груп».
Не спортом единым… Привлекательность арены зависит и от ее гибкости, способности подстраиваться под разные мероприятия. Нужно предусмотреть быстрое «переформатирование» площадки под другие виды спорта (легкая атлетика, борьба и т.д.) или культурно-развлекательные программы – концерты, шоу. При этом нужно учесть все аспекты: переоборудование зрительских мест и покрытия стадиона, нюансы организации телетрансляций и обеспечения безопасности (перенос или перенастройка камер наблюдения, установка дополнительных турникетов-автоматов и т.д.).
Перечислять можно и дальше, но главное – понять принцип. У каждого решения (ИКТ-системы) есть свои показатели, исходя из которых можно рассчитать его отдачу. Не всегда она имеет денежное выражение, например при управлении персоналом, но в итоге любая оптимизация дает некий экономический эффект.
Остается ответить на еще один важный вопрос:
Кому все это нужно?
Иначе говоря: кто является хозяином стадиона? Формально площадки для Чемпионата мира являются национальными объектами, т.е. деньги на их строительство выделяет государство. У подрядчика-строителя задача простая: уложиться в заданные бюджеты и сроки и при этом попытаться заработать. Об окупаемости возведенного сооружения здесь речи не идет. Думать о ней должна эксплуатирующая организация, которой достанется стадион, – футбольный клуб или госкорпорация. Именно этому «управленцу» нужно озаботиться посещаемостью арены после проведения турнира.
Положительные примеры такой работы на перспективу можно найти у ближайших соседей. Украинская «Донбасс Арена» добилась окупаемости, во многом благодаря своей высокотехнологической оснащенности. Для того чтобы добиться подобных результатов, будущим эксплуатирующим организациям суперстадионов надо проявить инициативу уже сейчас. Закладывать основу ИКТ-инфраструктуры лучше всего на этапе строительства, привлекая на помощь строителям опытных системных интеграторов.