Сегодня восприятие информации меняется: из побочного продукта рабочих процессов информация становится фактором улучшения рыночной позиции в конкурентной среде. Центральную роль гарантии конкурентного преимущества играет скорость обработки и предоставления данных. С каждым годом объёмы информации, которой обмениваются предприятия и клиенты, растёт, и вопрос Big Data встаёт всё острее. Для того чтобы справиться с огромным объёмом данных, необходимы новые решения, инвестировать в которые готова далеко не каждая компания.
Так какое же значение действительно имеют «большие данные» для компаний? Попробуем разобраться.
Летом 2012 года наша компания организовала исследование на тему востребованности решений по Big Data в международных корпорациях. В опросе приняло участие 1 010 человек из Германии, Австрии и Швейцарии, а также из Франции, Испании, ЮАР, Бразилии, США и России. В целевую аудиторию вошли лица, принимающие решения в сфере ИТ, их помощники и опытные специалисты, сталкивающиеся с «большими данными» в своей работе. Исследование главным образом концентрировалось вокруг предприятий, имеющих дело с большими массивами данных. В связи с этим в основную фокус-группу вошли предприятия, занятые в промышленности (включая горное производство), торговле, коммуникационной сфере, банковском деле и страховании, услугах корпоративного уровня, а также в государственном секторе. К участию привлекались компании примерно одинакового размера. Исключениями стали организации с персоналом от 5 до 9 тысяч человек и от 500 до 999.
Полученные нами данные продемонстрировали следующие результаты.
Во многих странах дальше интереса к «большим данным» дело не идёт, и инвестировать в них готовы на сегодня далеко не все (рис. 1). Среди таких скептиков — Германия, Австрия, Швейцария и Франция, которые в ближайшее время не видят потребности в каких-то действиях, несмотря на то что у компаний последних трёх стран наблюдается неудовлетворенная потребность в разработке собственной стратегии управления данными. В ЮАР и Бразилии значимость темы признается, однако это не воплощается в возросшую инвестиционную потребность. В то же время предприятия США, Испании и России уже видят реальную необходимость в инвестициях и в анализе Big Data и готовы тратить на это деньги.
Рис. 1: Необходимость действий и тренд Big Data по странам.Согласно сравнительным показателям по отраслям, картина складывается непростая (рис. 2): неповоротливый государственный сектор и поставщики энергии и материальных ресурсов показывают высокую заинтересованность в Big Data, тогда как компании с огромными базами данных из банковского и страхового секторов, как выясняется, весьма слабо представляют себе необходимость каких-то глобальных перемен в обработке данных. Впрочем, это может быть объяснено и тем, что банковский сектор имеет свою налаженную систему работы с клиентами, которая функционирует долгие годы, и руководители просто не видят необходимости что-то в ней менять. Однако это вовсе не значит, что в ближайшее время потребности в анализе больших данных у них не возникнет; это может произойти несколько позже. В банках, например, активно внедряются новые способы взаимодействия с клиентами (онлайн-консультации, социальные сети), а это приводит к увеличению получаемых данных, которые банку нужно как-то систематизировать и анализировать.
Рис. 2: Значимость и инвестиционная потребность Big Data по предприятиям. Рис. 3 Необходимость действий и тренд Big Data по отраслям.В государственных и промышленных компаниях уровень организации управления данными респонденты оценивают в основном как низкий (рис. 3), и наряду с готовностью этого сектора к изменениям, которые несут «большие данные», наибольший отклик можно ожидать именно здесь. В принципе, мы уже можем увидеть движения в этой среде, если обратим внимание на активно обсуждаемую тему в СМИ о необходимости технических инноваций на государственных предприятиях. В России одним из заметных проектов, связанных с Big Data, стало внедрение SAP HANA на металлургическом предприятии «Северсталь» (по официальным данным, «эффект ускорения» обработки информации при опробовании продукта составил от 5 до 100 крат, скорость загрузки данных сократилась на 30%).
При огромных темпах строительства новых объектов в той же добывающей отрасли в России можно ожидать всплеска интереса к ИТ-решениям в Big Data, поскольку такие объекты должны соответствовать современным требованиям, и если в старых структурах, может быть, на какое-то время и останутся устаревшие методы анализа и сбора данных, то в новых такое просто исключено.
Рис. 4 Стадия разработки стратегии управления данными.В итоге, как показывает статистика, большинство компаний в разных странах считает, что у них уже готова стратегия управления данными. Среди них есть и Россия, где 64% опрошенных оценивают её как «хорошо разработанную». Этот показатель всего лишь демонстрирует уверенность предприятий в существующей стратегии, что, возможно, и объясняет небольшое пока количество проектов в этой сфере. Со временем вызовы, которые несут в себе «большие данные», могут оказаться гораздо сильнее, чем ожидает российский рынок. Поэтому в России и мы, и другие производители технологий in-memory прогнозируем повышение интереса к сфере управления Big Data, несмотря на всю кажущуюся подготовленность компаний.
В заключение хотелось бы сказать, что управление данными сегодня как никогда важно для успешного ведения бизнеса. Однако феномен Big Data требует пересмотра существующего подхода с учетом новых технологий, и некоторым компаниям придётся изменить свои бизнес-модели.