По случайности или же по закономерности, «Формула-1» оказалась идеальной моделью того, как развивается мир в эпоху интенсивного использования «больших данных» в промышленности. Приходится непрерывно собирать информацию, проводить измерения, принимать решения на основе их обработки и немедленно реагировать действием.
Особенностью «Формулы-1» всегда было постоянное, и, самое главное, оперативное внедрение инноваций на самых разных уровнях. Если от разработки чертежей до показа обычного автомобиля может пройти до семи лет, то болид «Формулы-1» может пройти подобный путь всего за пять месяцев. И перед каждой гонкой к этому автомобилю, вполне вероятно, будут добавляться новые компоненты.
Других отраслей, работающих в том же бешеном темпе, насчитывается не много. Мало кто способен выпускать на рынок новые продукты или компоненты с похожей скоростью. Но это означает, что стратегий и технологий, предназначенных для «Формулы», с избытком хватит для других компаний, темп развития которых медленнее.
В последние годы соображения безопасности и высокие финансовые риски вынудили «Формулу» сместить акцент с обновления оборудования на другие методы. Автоматика, установленная в гоночных автомобилях, реагирует на изменяющуюся ситуацию в реальном времени. Команды меняют настройки и тактику «на лету» для получения наивысшей эффективности. Выигрыш может составлять буквально считанные миллисекунды, но в таком деле и миллисекунды важны.
Чтобы получить возможность такого оперативного реагирования на любую ситуацию во время гонок, автомобили оснащают десятками разнообразных датчиков. Сигналы с них в реальном времени поступают по высокоскоростным каналам на пит-стоп или прямо в штаб-квартиры команды. После того как инженеры проанализируют эти данные, они перенаправляют инструкцию по результатам этого анализа обратно водителю. Это происходит в течение нескольких минут, а чаще — даже секунд.
К примеру, на прошлогоднем Гран-при Бразилии команда Infiniti Red Bull передавала через канал AT&T информацию о состоянии поврежденного автомобиля Себастьяна Феттеля, которая была получена инженерами трека перед первым же пит-стопом. Они внесли необходимые изменения, предотвратив дальнейшие повреждения, что позволило Себастьяну сохранить свой чемпионский титул.
Моментальный анализ данных, который предлагает «Формула-1», дает преимущество не только в гонках, но и других отраслях, где используются большие данные. Ведь это чрезвычайно заманчивая перспектива — получать информацию на лету, выделять ключевые моменты и преобразовывать данные в дальнейшую стратегию действий.
Компания McLaren, которой принадлежат эти технологические разработки, в первую очередь специализируется на гоночных автомобилях. У McLaren собственные методы захвата данных — выстраивания сети антенн, датчиков, систем видеонаблюдения и др. Однако они могут пригодиться и другим предприятиям и организациям.
«Автогоночный» опыт оказался как нельзя кстати, когда Bay Area Rapid Transit — системе скоростных электропоездов в районе Сан-Франциско — потребовалось обеспечить наблюдение за вагонами, а также предоставить пассажирам Wi-Fi. В настоящее время McLaren работает над аналогичными европейскими проектами.
Технология, которая позволяет методами предиктивного анализа выяснить, когда лучше связаться с гоночным автомобилем во время пит-стопа, помогает диспетчерам в британских аэропортах вычислять, какой самолет и когда должен приземлиться на взлетно-посадочную полосу.
McLaren работает и с нефтегазовой компанией, чтобы предоставлять оптимальные пути бурения на больших глубинах. Там тоже используется стратегия, пришедшая напрямую из гонок: получить информацию о состоянии (неважно — автомобиля или бурильной установки), сопоставить с историей предыдущих измерений и прежними результатами, вывести из этих данных новый курс действий.
Организация работы механиков «Формулы-1», ежедневно многократно заменяющих колеса и шины, привлекает внимание многих производств. Так, например, с помощью совершенно аналогичного захвата сеансов замены и последующего их исследования GlaxoSmithKline Plc оптимизирует производство… зубной пасты. Благодаря этому наладки нового оборудования на производстве сократились с 39 минут до 15.
Таким образом, инновации, связанные с «большими данными» в «Формуле-1» вызывают живой отклик в различных сферах, никак, на первый взгляд, не связанных с гонками. И это логично, поскольку для «больших данных», где приходится иметь дело с неоднородной и несистематизированной информацией, зачастую куда важнее методы обработки и анализа, чем специализированные решения.