Регистрационные очереди в аэропортах — зло. По мере их нарастания это становится очевидным не только для пассажиров, но и для владельцев авиакомпаний. И хотя почему-то далеко не все пытаются решить эту проблему радикальным путём, известны и обнадёживающие примеры. Они базируются на внимании к пассажиру, сборе информации о нем из всех доступных источников и, соответственно, лучшем понимании его запросов.
Австралийская авиакомпания Qantas, которую порой называют «Летающим Кенгуру», не побоялась установить себе высокую планку и полностью переписать правила самообслуживания пассажиров. Сутью плана стала замена большей части регистрационной инфраструктуры множеством терминалов самообслуживания. Туда вошли киоски, считыватели RFID-карт, принтеры, распечатывающие наклейки для чемоданов, и многое другое. Это дало пассажирам возможность самостоятельно выполнять все пункты проверки и регистрации, а продолжительность самого процесса изрядно сократилась. Теперь аэропорт узнаёт о прибытии пассажиров через мобильную связь или RFID-метки в пластиковой карте: достаточно поднести карту к терминалу, чтобы пройти регистрацию и распечатать ярлык для багажа.
Однако пассивной закупкой и установкой оборудования дело не исчерпывалось. Автоматизация — вовсе не панацея. Даже неудачно оборудованная касса может снизить продажи магазина. Страшно подумать, что вышло бы из инновационной идеи авиакомпании, если бы она тщательно не проработала детали. К счастью, до того как запустить свои точки самообслуживания, в Qantas проанализировали огромные массивы данных о передвижении пассажиров и до мелочей просчитали поведение своих клиентов. Это дало возможность наилучшим образом расставить терминалы — именно там, где они наиболее легко разгружали пассажиропоток, — и оптимизировать конфигурацию киосков. Теперь сотрудникам компании остаётся только дежурить возле некоторых терминалов, дабы помочь при затруднениях, которые, впрочем, случаются всё реже. Решение интегрировано с системами бронирования билетов, инвентаризации и отправления. Работа новой инфраструктуры не вызывает нареканий даже в часы пиковой нагрузки.
Но Qantas использует анализ клиентских данных не только в таких критичных вопросах, как борьба с очередями. Так, например, долгое время собирая информацию о пассажирах, они смогли повысить лояльность и удовлетворённость клиента очень простым способом — персонализируя обслуживание. Так, когда самолёт Qantas готов к отлёту, в руках бортпроводника уже находятся iPad с приложением, куда загружен интерактивный список пассажиров. Там указаны не только их паспортные данные, но и индивидуальная информация: предпочтения в еде и выпивке, важные даты (например, день рождения или свадебный юбилей), специальные требования, связанные со здоровьем, и т. д. После полёта база данных каждый раз обновляется, существующие данные дополняются и корректируются. Во времена, когда даже небольшое конкурентное преимущество приносит большие деньги, подобный сервис может закрепить за компанией немало постоянных клиентов.
Любопытный вопрос — откуда берётся информация о клиенте? Разумеется, многое можно почерпнуть из документов, чеков, массу фактов о человеке легко собрать во время полёта. Но Qantas из лучших побуждений стремится даже проникнуть в личное интернет-пространство своих пассажиров. В частности, авиакомпания предлагает клиентам установить в их браузеры собственную панель, которая будет собирать персонализированную информацию во время интернет-сёрфинга. Пассажиру начисляются определённые бонусы и предлагается улучшенный сервис, хотя подобные идеи вызывают неоднозначную реакцию. Всё-таки личные данные — это личные данные, для чего бы они ни использовались.
Современный авиалайнер, такой как, например, Airbus A380, генерирует на протяжении одного длительного полёта несколько терабайт разнообразных данных. Проблемой по сей день являются разве что их эффективное вычленение и обработка, а также отсеивание наименее ценной информации. Ещё одна область, где Qantas пожинает плоды «больших данных», — это бортовая инженерия. Система Maintenix, доступная инженерам с ноутбуков и планшетных компьютеров, позволяет получить самую свежую информацию о состоянии воздушного судна, историю работ и инструкции по техническому обслуживанию. В настоящее время она работает на всех 170 самолётах Qantas. И если для изначальной разработки алгоритмов платформы и правил прогнозного анализа требовалось привлечение тысяч экспертов, то теперь достаточно лишь непрерывно пополнять систему данными, записывая всё, что происходит с самолётом, — относится ли это к эксплуатации, обслуживанию или оформленным на бумаге приказам.
Само руководство Qantas «скромно» считает, что успех авиакомпании в данном случае определяется не «большими данными», а «большими решениями». И действительно, для того чтобы провести столь масштабные трансформации своего бизнеса, сменить инфраструктуру и внедрить инновационные решения, требуются не только ИТ-ресурсы и финансовые затраты, но и изрядная смелость.