Сегодня исполнилось ровно 100 лет Федеральной резервной системе (ФРС) США. 23 декабря 1913 года на основании Закона о Федеральном резерве был создан этот орган, выполняющий функции центрального банка государства Соединённые Штаты Америки. Во главе ФРС стоит Совет управляющих из семи членов, назначаемых президентом США с одобрения Сената. В основе Федерального резерва 12 федеральных резервных банков, расположенных в городах Бостон, Нью Йорк, Филадельфия, Кливленд, Ричмонд, Чикаго, Сент-Луис, Миннеаполис, Канзас-Сити, Даллас и Сан-Франциско. Текущей работой ФРС руководят два комитета — Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет. Согласно законодательству США, все национальные банки страны обязаны входить в Федеральную резервную систему; банкам штатов позволено делать это на добровольной основе.
В истории США были две не очень удачные попытки создать центральный банк. Первый Банк США функционировал с 1791 по 1811 год. Второй продержался и того меньше — с 1816-го по 1833-й, когда его противник президент США Эндрю Джексон (на картине справа) попросту отозвал из банка все депозиты федерального правительства — и полностью обескровленное финучреждение через три года прекратило существование.
Урок, преподанный Джексоном, учли создатели Акта о Федеральном резерве. То обстоятельство, что теперь государство в лице федерального правительства вообще лишалось права выпускать деньги (!), а президент Вудро Вильсон оказался одним из самых горячих сторонников учреждения новой структуры, породило первую волну, как сейчас принято говорить, конспирологических теорий. Ещё бы! Теперь государство никак не смогло бы забрать из «центробанка» свои деньги и обанкротить его. Просто потому, что своих денег у государства отныне больше не было.
Автор Конституции США Джеймс Мэдисон когда-то написал: «История доказывает, что менялы используют любые способы злоупотреблений, заговоров, обмана и насилия для того, чтобы сохранить контроль над правительством, управляя денежными потоками и денежной эмиссией страны». Впрочем, давайте по порядку…
1. Денежная эмиссия. Итак, право печатания банкнот в США принадлежит ФРС. Чтобы ввести деньги в хозяйственный оборот, правительство выпускает облигации, которые выкупает Федеральный резерв. Проще говоря, ФРС одалживает государству наличную валюту, которую оно должно вернуть в срок и с процентами, выкупая у ФРС свои облигации.
Однако одними процентами по облигациям доход ФРС не ограничивается. Огромные прибыли приносит сам процесс выпуска купюр. Основной статьёй дохода считается сеньораж — разница между номиналом денежных знаков и себестоимостью их изготовления. Предположим, что себестоимость выпуска банкноты в $100 — 15 центов. Значит, сеньораж ФРС составит $99,85 на одной «бумажке».
Огромное количество вопросов и нареканий к ФРС вызывают нормы права, согласно которым лишь органы Федерального резерва могут давать заключение о подлинности денежных знаков. Это порождает предпосылки для тяжелейших злоупотреблений бесконтрольной эмиссией денег, что, по мнению многих представителей власти и общественности, имеет место.
Вот мнение одного из председателей Банковского комитета конгресса США Макфеддена: «В этой стране создана одна из самых коррумпированных в мире организаций. Она пустила по миру народ США и практически обанкротила правительство. К таким результатам привела коррумпированная политика денежных мешков, контролирующих Федеральный резерв».
Сенатор Бейтс эту же мысль раскрыл шире: «Федеральный резерв не является частью правительства США, но обладает большей властью, чем президент, конгресс и суды вместе взятые. Эта организация определяет, какой должна быть прибыль юридических и частных лиц, находящихся в юрисдикции США, распоряжается внутренними и международными платежами страны, является крупнейшим и единственным кредитором правительства. А заёмщик обычно пляшет под дудку кредитора».
2. Политика учётной ставки. Коммерческие банки, испытывающие нехватку денежных средств, могут обращаться за кредитом в один из 12 федеральных резервных банков, входящих в ФРС. Исходя из оценок текущей экономической ситуации, Федеральный резерв принимает решение об установлении той или иной процентной ставки по кредитам, предоставляемым заёмщикам. Вроде бы прозрачная и понятная система, однако на практике всё далеко не так просто…
Все десятилетия своего существования ФРС разными способами и под разными предлогами уклонялась от проведения аудиторских проверок своей деятельности. Как это ей удавалось — тема отдельной увлекательной беседы. Первый (!) в истории Федерального резерва аудит состоялся лишь в прошлом году. Конгресс США 25 июля 2012 года 327 голосами «за» и 98 — «против» принял законопроект Рона Пола об аудите Федерального резерва. И что выяснилось?
Оказалось, что ФРС во время кризиса 2008-го и после него в условиях глубочайшей секретности эмитировала $16 трлн. и распределила эту колоссальную и ничем не обеспеченную сумму среди банков — членов Федерального резерва и, что особенно встревожило проверяющих, — иностранных банков. Последнее обстоятельство аудиторы квалифицировали как выпуск фальшивых денег. Итак, от ФРС получили денег: Goldman Sachs — $814 млрд, Merrill Lynch— $2 трлн, City Group — $2,5 трлн, Morgan Stanley — $2 трлн, Bank of America — $1,3 трлн, The Royal Bank of Scotland — $500 млрд, Deutsche Bank — $500 млрд.
Фактически всё это означает многократный рост задолженности США перед кредиторами, с которыми у федерального правительства никогда не было соответствующих соглашений на эти суммы. Впрочем, для ФРС ситуация выгодна. Согласно опубликованным данным, по мере роста госдолга возрастала прибыль ФРС. В 2006 году чистый доход Федерального резерва составил $34,2 млрд, в 2010-м — $81,7 млрд, по итогам 2011-го — $77,4 млрд (не считая триллионов долларов сеньоража). Таким образом, на фоне углубляющегося кризиса доходы ФРС увеличились в 2,38 раза. Официальный «потолок» государственного долга США за период с 1940 года сенат поднимал около ста раз! 3 августа 2011 года государственный долг США превысил валовой внутренний продукт страны. На 17 декабря 2012 года он достиг рекордной величины в $16,382 трлн.
3. Операции на открытом рынке. Это — наиболее часто используемая категория управляющих воздействий со стороны ФРС. Практически регуляторная функция осуществляется путём покупки или продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке. По состоянию на 18 декабря этого года стоимость приобретённых активов (в основном облигаций) на балансе ФРС достигла рекордного значения в $4 трлн. Год назад, в сентябре 2012-го, портфель облигаций в Федеральном резерве стоил $2,82 трлн. На будущий год ФРС планирует прикупить гособлигаций ещё на $1,6 трлн.
Соответствующие решения о вливании в межбанковский оборот дополнительных средств за счёт покупки казначейских векселей (краткосрочные обязательства) или гособлигаций (долгосрочные) либо же о продаже ценных бумаг принимает Федеральный комитет открытого рынка на своих заседаниях, которые проходят восемь раз в году в условиях строгого соблюдения режима секретности.
Кстати говоря, глубокая секретность в делах была присуща ФРС с первых шагов. С самых первых… Занятно читать сегодня историю первого «заседания» учредителей Федерального резерва, о которой поведал миру в своей книге финансовый писатель Берти Чарльз Форбс (да, тот самый Bertie Charles Forbes, который впоследствии основал журнал Forbes). Вот как он описал это событие:
«Представьте себе группу крупнейших банкиров страны, тайком выезжающую из Нью-Йорка под покровом ночи в частном вагоне; украдкой пробирающуюся на сотни миль к югу, чтобы приступить к таинственному делу, затем прокрасться на остров, покинутый всеми, кроме нескольких слуг, живущих там целую неделю в условиях жёсткой секретности, так, что даже ни один из них не называл друг друга по имени — чтобы слуги не могли узнать их и раскрыть миру эту странную, самую секретную экспедицию в истории американских финансов.
Я не занимаюсь романтикой; я впервые сообщаю всему миру правдивую историю о том, как был написан знаменитый доклад Олдрича о финансах, ставший основой нашей новой финансовой системы… Всем было предписано соблюдать строжайшую тайну. Общественность не должна была знать даже намёков на то, что должно было быть сделано. Сенатор Олдрич уведомил всех участников тайком прибыть к вагону, поставленному на безлюдном перроне. Делегация благополучно отбыла. Вездесущие нью-йоркские репортёры были одурачены… Нельсон Олдрич объявил Генри, Франку, Полу и Пиатту, что он будет держать их взаперти на острове Джекилл, отрезанными от остального мира, до тех пор пока они не разработают и не подготовят научную основу для Федеральной резервной системы Соединённых Штатов…
Во главе рабочей группы был сенатор Нельсон Олдрич, глава Национальной валютной комиссии (её создал президент Рузвельт в 1908 году, после разрушительного кризиса 1907-го). Личный вагон Олдрича, отбывший из Хобокена с опущенными шторами, доставил финансистов на остров Джекилл в штате Джорджия. Несколько лет назад весьма эксклюзивная группа миллионеров во главе с Дж. П. Морганом купила остров в качестве зимней дачи. Они называли себя “Охотничьим клубом острова Джекилл”. Клуб острова Джекилл был выбран в качестве места для разработки проекта плана управления деньгами и кредитом народа Соединённых Штатов не только из-за своей изоляции, но и потому, что это была вотчина людей, которые разрабатывали план. Члены Клуб острова Джекилл представляли одну шестую мирового капитала».
4. Стерилизация. Этот термин в практической деятельности ФРС относится к системе мер контроля движения международных валютных резервов. Общий объём долларовой массы, которая обстуживает международные сделки, находящиеся на счетах и депозитах зарубежных банков, а также под управлением крупных международных финансовых организаций наподобие Международного валютного фонда, составляет несколько сотен миллиардов долларов. Бесконтрольное перетекание этих денег на внутренний рынок США может представлять собой серьёзную угрозу стабильности экономики, поэтому в целях недопущения такой ситуации Федеральный резерв предпринимает комплекс шагов, объединённых общим названием «стерилизация».
Стерилизация — это действия ФРС, направленные на то, чтобы, образно выражаясь, разделить внутренние, национальные финансовые потоки от потоков, порождаемых внешними экономиками. Практически операции стерилизации проводятся в форме сделок на открытом рынке, направленных на компенсацию влияния внешних валютных резервов. Следует отметить, что полноценная стерилизация технически доступна буквально нескольким мировым центробанкам, в том числе ФРС США.
5. Управление резервными требованиями. Устанавливая требования к размерам резервных фондов банков, ФРС добивается наличия в них резервов, превышающих потребности населения в деньгах. Однако этим регуляторное влияние резервных требований не ограничивается. В случае необходимости быстро сократить предложение денег на рынке ФРС имеет законное право увеличить норму обязательных резервов для банков, вплоть до предельной, установленной законом (14% привлечённого капитала). И наоборот: уменьшая норму резерва, ФРС облегчает условия кредитования. При кажущейся простоте эти операции по манипулированию резервными требованиями очень эффективны, но, по мнению экономистов, приводят к весьма болезненному и даже разрушительному воздействию на финансовую систему.