21 января 1954 года, ровно 60 лет назад, в США была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка SSN-571 «Наутилус». Во время первых ходовых испытаний первый командир этой лодки Юджин Уилкинсон передал в эфир открытым текстом знаменитую фразу «Underway on nuclear power» («Идём на ядерной энергии»). Начиналась новая эра в морской истории человечества. Отныне «на одной заправке» подводный корабль мог преодолеть 25 тыс. миль, расходуя всего 450 граммов ядерного топлива в месяц. Это впечатляло.
В СССР, разумеется, работы по созданию подводных атомоходов тоже шли полным ходом. В 1952-м Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — будущей первой советской атомной подлодки К-3. Позднее она получила название «Ленинский комсомол». Через 5 лет, 9 августа 1957 года, К-3 была спущена на воду (кстати говоря, «Наутилус» американцы строили 9 лет). 4 июля 1958-го в 10:03 академик А. П. Александров сделал запись в вахтенном журнале поста управления энергетической установки: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар». На ходовые испытания К-3 в Белое море вывел первый её командир, в определённом смысле «коллега» Юджина Уилкинсона, капитан 1-го ранга Леонид Осипенко.
Капитанов Уилкинсона и Осипенко я отметил не случайно. Сегодня самое время вспомнить ещё двух людей, которые по обе стороны земного шара, не зная лично друг друга, долгие годы создавали основу стратегической ударной мощи СССР и США — ракетные атомные подводные лодки. Этих людей называют «отцами атомного подводного флота». Разумеется, они были не единственные, но… им выпал трудный и счастливый жребий первыми «заступить на вахту».
Хаим Риковер
Будущий создатель американского атомного флота родился 27 января 1900 года в городке Маков, что недалеко от Кракова, в еврейской семье портных. Сегодня можно с абсолютной уверенностью утверждать, что успеху всей дальнейшей карьеры Риковер обязан лишь своему горячему желанию стать моряком: планы родителей в его отношении были совсем другого свойства. Так или иначе, но в 1922 году Хайман Джордж Риковер (Америка же…) оканчивает Морскую академию в Аннополисе в звании младшего лейтенанта. Пять лет службы на флоте… Аспирантура Морской академии и одновременно Колумбийский университет. Магистр в области электротехники. Окончив университет в 1929 году, Риковер после стажировки на подводной лодке поступает на курсы командиров, учится, накапливает опыт, а в 1937-м он уже капитан подлодки.
В 1946 году Риковера по ходатайству его бывшего командира адмирала Эрла Миллса направляют работать в секретное инженерное подразделение — лабораторию Клинтон (ныне ядерный центр Оук-Ридж), где в рамках проекта «Манхэттен» разрабатывается ядерное оружие для морских кораблей. И не простым исполнителем, а в качестве одного из заместителей руководителя проекта. Там он совместно с коллегами и без отрыва от основной работы готовит предложения по созданию подводной лодки с атомным двигателем. Эти предложения он, наплевав на субординацию, «через голову» тогдашнего министра обороны Макнамары направляет непосредственно в Оборонный комитет конгресса США. Нажив тем самым немало врагов на службе, Хаим Риковер победил в главном: именно ему правительство США поручило организацию и проведение в жизнь нового научно-технического направления — создание атомных подводных лодок.
В Оук-Ридже он учреждает вместе с Алвином Вейнбергом, директором по науке ядерного центра, Институт реакторных технологий, где разворачивает работы по созданию водо-водяного реактора для подводной лодки. Три года спустя, в 1949-м, Риковера назначают директором отдела военно-морских реакторов Корабельного бюро адмирала Миллса. Именно в этой должности он начинает руководить работами по созданию первой в истории атомной субмарины. Как однажды заявил генерал Лесли Гровз, шеф проекта «Манхэттен», Риковер — это именно тот человек, на кого флот может положиться в деле создания атомных кораблей; он неуживчив, непопулярен, имеет тяжёлый характер, но «всецело убеждён в потенциале атомных подводных кораблей». Под руководством Хаима Риковера впервые удалось решить ряд труднейших научных и инженерных задач по кардинальному уменьшению размеров ядерного реактора. Было создано целое направление в технологии — ядерное материаловедение. Успешно была решена проблема конструирования эффективного парогенератора для ядерной энергетической установки. Созданы промышленные технологии производства деталей из гафния и циркония.
В 1958 году Риковеру присвоено звание вице-адмирала, он награждён Золотой медалью конгресса США. С этого времени в течение 30 лет от лично проводил собеседования по отбору каждого офицера, претендовавшего на службу в команде любого атомного корабля. Лично же участвовал в ходовых испытаниях каждой новой атомной подлодки. Сверхвысокая требовательность к коллегам и категоричность в оценках привела к росту числа противников его нахождения у руля атомного военно-морского проекта. Его бы неминуемо «оттёрли», не вмешайся конгресс, секретарь ВМС США и лично президент Трумэн. Примечательны слова президента Никсона, которые он произнёс, вручая Риковеру четвертую адмиральскую звезду: «Я не пытаюсь сказать… что он лишён противоречий. Он говорит что думает. У него бывают противники, которые с ним не согласны. Временами они правы, и он первый признает, что был неправ. Но сегодняшняя церемония символизирует величие американской военной системы вообще и флота в частности, потому что этот неоднозначный человек, этот человек, вносящий непривычные идеи, не был утоплен бюрократией, — ибо если бюрократия топит гений, нация обречена на посредственность».
31 января 1982 года четырёхзвёздный адмирал Хаим Риковер, отслужив 63 года при 13 президентах, ушёл в отставку. 36 лет он возглавлял всю работу по созданию атомного подводного флота США. Президент Картер вспоминал: «Адмирал Хайман Риковер оказал огромное влияние на мою судьбу — не меньшее, чем мои родители. Я всегда считался с его мнением и часто обращался к нему за советами, даже если речь шла вообще не о флоте и кораблях».
Владимир Николаевич Перегудов
Владимир Перегудов родился 28 июня 1902 года в городке Балаково Самарской губернии. После службы на флоте окончил курсы командного состава флота и поступил в Высшее военно-инженерное училище им. Дзержинского. Потом учился в Военно-морской академии, защитил диплом по теме «Эскадренная подводная лодка». В 30-е годы в период работы над конструкцией подводной лодки типа «С» его арестовывают и требуют дать показания, обличающие «врага народа» — его коллегу и руководителя, конструктора С. Туркова. Ничего не добившись, через несколько месяцев его отпускают на свободу.
Первое время после назначения в 1952 году В. Н. Перегудова главным конструктором «объекта 627» он занимался созданием обширной научной и производственной кооперации. Научное руководство проектом осуществлял А. П. Александров, будущий академик, а в те годы директор Института физических проблем АН СССР. Главным конструктором реактора для первой лодки являлся Н. А. Доллежаль, за комплекс корабельного энергохозяйства отвечал Г. А. Гасанов, будущий Герой Социалистического труда и руководитель большого КБ. Всего в кооперации по созданию К-3 участвовало более десятка предприятий и научных организаций. Несомненной заслугой Перегудова считают интуитивный выбор именно таких, «китообразных» обводов корпуса, которые, будучи проигрышными с точки зрения гидродинамики, для надводного плавания, обеспечивают большие преимущества при длительном плавании под водой.
О первом дне ходовых испытаний К-3 вспоминает Герой Советского Союза контр-адмирал (а в то время старпом лодки) Л. М. Жильцов: «Владимир Николаевич поднялся на мостик. Главком ВМФ адмирал С. Г. Горшков сказал ему: «Ты погляди, какое чудо сотворил, погляди!» Картина действительно была потрясающая. Бурлила вода, в которую врезался китообразный нос. Перегудов молчал, словно потрясённый. Все видели: главный держится из последних сил, сумеет ли ещё раз выйти в море?»
После завершения испытаний академик Александров написал главному конструктору первой советской атомной подлодки В. Н. Перегудову: «Ваше имя войдёт в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым». К сожалению, судьба не подарила Владимиру Николаевичу «долгих лет плодотворной работы». 19 сентября 1967 года он скончался.