Когда речь идёт о поздравлении с днём рождения такого человека, как Нолан Бушнелл, даже если ему «стукнуло» 71, ничего более подходящего, чем жизнерадостное детское «Happy Birthday…», просто не найти. Это будет очевидно каждому, кто хоть немного познакомится с этим человеком, которому никогда не дашь его лет. Он включён в список Newsweek «50 мужчин, которые изменили Америку». Его заслуженно считают одним из отцов-основателей индустрии видеоигр.
Родился Бушнелл 5 февраля 1943 года в городке Огден (штат Юта), рос, учился в инженерном колледже Ютского университета и… увлечённо играл в первые компьютерные игры. Как он сам признался в одном из интервью, с часу ночи и до четырёх утра он проводил в вычислительной лаборатории, играя в Space War и Fox and Geese на университетском мейнфрейме стоимостью в $7 млн. Нолан Бушнелл никогда не утверждал, что изобрёл видеоигры. «Они были придуманы гораздо раньше, для огромных страшно дорогих компьютеров; я только коммерциализовал их», — вновь и вновь повторяет он журналистам.
Первый блин размером в $3 млн — комом
Окончив университет и начав работать инженером в компании Ampex, Нолан затевает со своим приятелем Тедом Дабни первый бизнес-проект. Они решают выпустить клон Space War, придав ему внешнюю форму привычного игрового автомата. Игру назвали незатейливо — Computer Space. В качестве производителя и дистрибьютора была выбрана компания Nutting Associates, специализирующаяся на выпуске «одноруких бандитов» и механических игр-стрелялок. Когда комплектов Computer Space было изготовлено на $3 млн, выяснилось, что в коммерческом плане затея оказалась провальной. Никаких денег от Nutting Associates друзья не получили, и Бушнелл принимает решение начинать всё заново.
Эпоха Atari
Нолану Бушнеллу 27 лет. Он женат, у него маленькая дочь. В 1972 году они с Тедом Дабни сбрасываются по $250 и учреждают новую компанию — Atari. Откуда взялось это название, вероятно, знают все, но на всякий случай напомню: это слово — не более чем термин из игры го, весьма любимой Бушнеллом. Первый офис новой компании партнёры арендовали на бульваре Скотта в Саннивейле (Калифорния) и наняли своего первого сотрудника — инженера-электронщика Аллана Алкорна. Дебютной идеей молодых партнёров была игра Pong, ставшая первой в мире коммерческой видеоигрой.
Далее последовал взрывной рост предприятия. Следующий, 1973 год Atari завершила, получив доход в $11 млн. Два года спустя компания декларировала уже $36 млн годового дохода. Те, на чьих глазах росла Atari, вспоминают: «В Кремниевой долине началась новая эра — крохотных компаний с фантастическими прибылями. Стали в порядке вещей пятничные вечеринки на работе, начальники в джинсах, пиво, голые торсы инженеров в раскалённых от солнца комнатах и наплевательское отношение к исполнительской дисциплине». В Atari хотели работать все.
Существовал ещё один фактор, в значительной степени помогавший успеху дела. В качестве основы аппаратной платформы видеоигр Бушнелл с самого начала решил использовать микропроцессор. Маркетолог и исследователь истории Atari Реджис Маккена вспоминает: «Микропроцессор в то время был технологией в поисках рынка. Все понимали, что это круто, но никто не знал, что с ним делать. Atari впервые продемонстрировала, что в основе недорогих игр могут находиться настоящие компьютеры, и они способны приносить деньги. Игровая концепция стала стимулом создания персонального компьютера, а не наоборот».
Как Нолан Бушнелл указал истории, куда идти…
В 1974 году Аллан Алкорн (на фото) предложил инженерам Гарольду Ли и Бобу Брауну подумать над выпуском домашней версии Pong. За счёт использования готовых плат «большой» игры устройство удалось сделать довольно быстро, а вот с доработкой логики начались проблемы. К их решению Бушелл решил привлечь двоих молодых сотрудников, недавно принятых на работу и поставленных заниматься разработкой аркадной игры Breakout. Этих двоих звали Стив Джобс и Стив Возняк.
Джобса в Atari не любили. Нечёсаный и неумытый (в соответствии со своим тогдашним мировоззрением), он держался на фирме лишь одним — умением разрабатывать электронику. Чтобы не шокировать сотрудников, Аллан Алкорн — непосредственный начальник Джобса — перевёл его на работу в ночную смену. Так он и работал — в одиночку. Схему домашней видеоконсоли поручили Джобсу, но работа оказалась слишком трудной для одного. На помощь он позвал Возняка. За разработку была обещана премия — $700. Позднее Возняк вспоминал: «Стиву ни за что было бы не справиться с такой сложной задачей. Я работал над игрой, думая, что Джобс продаст её Atari, и я получу свои 350 долларов. Только несколько лет спустя я узнал, что на самом деле Джобс получил за неё не 700, а 7 тысяч долларов». Ну, такое дело… А Джобс, когда работа была окончена и деньги получены, уволился и уехал жить в коммуну на одной из ферм в Орегоне. Алкорн пытался уговорить Бушнелла сохранить на фирме талантливых разработчиков, но шеф, похоже, с радостью отпустил их на все четыре стороны.
В 1975-м домашняя видеоигра поступила в продажу и моментально стала хитом сезона. Деньги текли на фирму рекой. В 1976 году на пороге кабинета Бушнелла снова возник Стив Джобс, на сей раз аккуратно подстриженный, в костюме и без «философской придури». Об этой встрече Нолан Бушнелл вспоминает так: «Стив спросил меня, не соглашусь ли я дать ему $50 тыс. в обмен на треть его компании. Я был такой умный, что сказал ему “нет”. Это забавно вспоминать, но я не плачу».
О чём ещё забавно вспоминать?
К 1976 году стало ясно, что дальнейший рост фирмы требует солидных инвестиций. Бушнелл составил список потенциальных партнёров и стал методично связываться с каждым. Фондовый рынок переживал не лучшие времена, но помог случай. Как-то раз Стив Росс, исполнительный директор Warner Communications, гулял с детьми в Диснейленде и тщетно пытался увести их от игровых автоматов… Буквально на следующий день в Atari пришло приглашение от Warner переговорить об условиях покупки компании.
Бушнелл продал Atari за $28 млн. К этому времени собственный капитал Нолана достиг отметки в $50 млн. Для своей большой семьи (он, жена и восемь детей) Бушнелл покупает роскошный особняк кофейного магната Джеймса Фолдера в Вудсайде. У Warner Communications для себя он выторговал пост консультанта, но проработал на фирме всего два года. В ноябре 1978-го, разругавшись с руководством Warner по вопросам выбора стратегических направлений развития Atari, Нолан Бушнелл покидает компанию: история его отношений с ней завершилась. Через 4 года, в 1982-м, Atari была признана в США самой быстрорастущей компанией в истории американского бизнеса с годовым объёмом продаж в $2 млрд.
С чистого листа
В 1977 году Бушнелл выкупает у Warner Communications компанию Pizza Time Theatre — первоначально для того, чтобы использовать возможность ресторана-пиццерии для продвижения видеоигр Atari. Теперь же он начинает с энтузиазмом развивать новую бизнес-концепцию — торгово-развлекательного центра, насыщенного электронными играми для всех возрастных категорий посетителей.
В 1982 году он учреждает две новые компании, одна из которых, специализирующаяся на технологиях компьютерной анимации — Kadabrascope, — через пару лет будет продана им режиссёру Джорджу Лукасу и станет зачатком знаменитой Pixar.
Через два года у Бушнелла появляется новая задумка — Catalyst Technologies, один из самых первых в истории бизнес-инкубаторов. Чуть позже он берётся за создание компании по разработке и выводу на рынок игровых интернет-консолей с сенсорным экраном, поддерживающих онлайновые сетевые турниры, а также цифровых музыкальных автоматов, допускающих удалённую загрузку десятков тысяч композиций. Увы, компания обанкротилась в период краха доткомов.
Сегодня Бушнелл является учредителем, генеральным директором и председателем правления компании BrainRush, в которой занимается превращением любого процесса обучения в непрерывную последовательность мини-игр.
Что ж, успеха вам, господин Бушнелл. И с днём рождения!