10 марта 1908 года в Павлограде Екатеринославской губернии родился Жозеф Яковлевич Котин (Жозеф — в честь дедушки-поляка). Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала в Харьков; здесь он окончил школу, стал слесарить на заводе и поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Студента, обладавшего ярко выраженным конструкторским талантом, заметили — и где-то «наверху» было принято решение откомандировать его в Ленинград — в Военно-техническую академию.
Дипломный проект — колёсно-гусеничный броневик на базе первого советского грузовика АМО-Ф 15; отныне конструкторская судьба Котина будет до конца жизни связана с созданием бронетанковой и специальной гусеничной техники.
Через два года после окончания академии, став к этому времени начальником проектно-конструкторского сектора Военной академии механизации и моторизации РККА, он готовит кандидатскую диссертацию, обобщающую его работы по созданию плавающих танков Т-37А (на фото: на марше и под самолётом) и Т-38, которые были приспособлены для воздушного десантирования: их сбрасывали в воду с бреющего полёта.
Тяга к созданию экстремально тяжёлой техники у Котина возникает уже в эти годы. Ещё в 1932 году он активно участвует в разработке проекта штурмового танка массой 80 т, вооружённого 152-миллиметровой пушкой. Предполагалось оснастить его 24-цилиндровым дизелем мощностью 2 000 л. с. Проходит ещё три года, и в 1937-м Жозеф Котин становится главным конструктором Кировского завода в Ленинграде. Начиная с этого момента он фактически возглавляет в стране все работы по созданию и освоению в производстве тяжёлых танков. Сегодня, в день рождения Жозефа Яковлевича Котина, заместителя наркома танковой промышленности в годы Великой Отечественной войны, бывшего главного конструктора Челябинского танкового завода и заместителя министра оборонной промышленности СССР, мне хотелось бы вспомнить несколько эпизодов из жизни этого незаурядного человека, дошедших до нас в воспоминаниях его коллег.
«Сухопутный крейсер» СМК
Ещё за четыре месяца до выхода в августе 1938 года постановления Комитета Обороны СССР «О системе танкового вооружения», предписывавшего создавать новые типы танков с усиленным бронированием, эскизный проект трёхбашенного тяжёлого танка СМК (в честь Сергея Мироновича Кирова) уже лежал в сейфе Котина. Танк планировалось оснастить авиационным карбюраторным мотором мощностью 850 л. с.; дальность хода по шоссе оценивалась в 200 км; максимальная скорость — 35 км/ч; семь человек экипажа.
В работе над этим танком впервые была применена технология полноразмерного макетирования: по распоряжению Котина специальная группа за 15 дней построила деревянный танк СМК в натуральную величину, после чего более половины конструкторских доработок выполнялись и вначале проверялись на макете, а затем переносились на чертежи. Коллектив КБ, укомплектованный попавшими под начало тридцатилетнего главного конструктора вчерашними студентами, работал увлечённо и весело.
Вот как вспоминали те времена молодые сотрудники Жозефа Котина: «Рабочий день в КБ не ограничивался обычными нормами. Работа, как правило, заканчивалась в девять, десять и даже в одиннадцать часов вечера. Жозеф Яковлевич Котин работал вместе с нами, вместе с нами ходил в столовую, вместе с нами переносил трудности. Зимними вечерами, дожидаясь автобуса, мы нередко играли в снежки и, не стесняясь, запихивали в сугроб главного конструктора…» А вот ещё: «Мы часто задерживались на заводе до глубокой ночи. Когда приходилось уезжать с завода в два–три часа ночи, Ж. Я. Котин не оставлял ни одного человека без транспорта. Мы плотно усаживались в маленькой его машине, и главный конструктор развозил всех по домам».
На состоявшемся 9 декабря 1938 года заседании Комитета Обороны Политбюро ЦК ВКП(б) Котин представил материалы по СМК. Итогом этого совещания явилось решение свернуть работы по трёхбашенному «сухопутному крейсеру», сосредоточившись на двухбашенном и однобашенном вариантах. Проект нового тяжёлого однобашенного танка получил индекс КВ (в честь маршала Клима Ворошилова).
Неуязвимый КВ
Для работ по созданию перспективного танка КВ Котин сформировал отдельную группу конструкторов, руководить которой поставил ведущего инженера Н. Л. Духова (Много лет спустя Николай Леонидович Духов станет конструктором ядерных боеприпасов, займёт пост заместителя главного конструктора КБ-11 Ю. Б. Харитона и за свой вклад в дело создания «атомного щита» СССР будет трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда). Однажды, уже на испытаниях нового танка, у госкомиссии возник вопрос: сможет ли водитель для устранения неисправности попасть в отделение двигателя или трансмиссии, не покидая танка? Н. Л. Духов, не говоря лишних слов, забрался в танк и из боевого отделения быстро прополз вдоль двигателя к трансмиссионному.
Танк КВ получился на 8 т легче СМК, и это притом, что толщина его брони составляла рекордные 75 мм. Ни один из существовавших в те годы противотанковых снарядов её не «брал». В ходе проектирования этой машины в КБ Котина была проведена исследовательская работа по поиску оптимальной геометрии корпуса и башни, способствующей рикошету снарядов. 19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружение.
30 ноября 1939 года началась Советско-Финляндская война. Преодолеть с ходу «линию Маннергейма» войскам под командованием командарма Мерецкова не удалось. «Ломать» укрепрайон было решено тяжёлыми танками, совместив боевую работу с полевыми испытаниями. Вспоминает бывший директор Кировского завода И. М. Зальцман: «Эти испытания проводились силами заводских испытателей, для чего было получено специальное разрешение из Москвы. В первую очередь нужно было подобрать смелых, опытных рабочих, самоотверженных, готовых на любой риск. В моем кабинете собрались лучшие испытатели и водители… В беседе с ними принимали участие главный конструктор Ж. Я. Котин и представитель Автобронетанкового управления П. К. Ворошилов… Перед заводскими водителями-испытателями мы прямо поставили задачу — испытать танки на фронте. Дело это было очень опасное, но ни один из приглашённых не отказался, все дали своё согласие, хорошо понимая и опасность, и ответственность порученного дела».
Об одном из боёв вспоминает моторист-испытатель А. И. Эстратов: «Сделав поворот влево, мы пошли вдоль противотанкового рва, подставляя, таким образом, свой правый борт под огонь вражеского дота. Снаряды стали попадать по бортовой броне. Идём боевым курсом, а снаряды бьют по борту, словно кувалдой по броне, но ни один пробить нашу броню не может… Лишь один-единственный раз заглох мотор, но водитель сумел снова его завести. При осмотре опытной машины оказалось, что выстрелом из противотанкового орудия насквозь прострелен ствол танковой пушки. Следы сорока трёх попаданий остались на корпусе и башне, несколько звеньев гусеничной цепи оказались помятыми, пробило каток, сорвало запасной топливный бак и надгусеничные полки, но броню KB финские пушки не смогли пробить». А командарм К. А. Мерецков подытожил: «Практически мы получили неуязвимую машину. Это было огромное достижение нашей промышленности».
Суровый Челябинск
Отправившись с эвакуируемым заводом в Челябинск, Котин сумел в невероятно короткие сроки наладить производство модернизированных танков КВ. За три недели в недостроенных зданиях было установлено и запущено 5 800 станков. Первые танковые дизели с завода начали отгружаться всего через 35 дней после прибытия первого эшелона на место новой дислокации. Дневные нормы выработки перевыполнялись в 10 раз, рабочий день — 11 часов, выходных нет.
Здесь Жозеф Котин разворачивает работы по созданию на базе шасси КВ новой боевой машины — самоходной артиллерийской установки со 152-миллиметровой пушкой. Вспоминает участник работ конструктор В. И. Таротько: «С утра 3 января началась разработка рабочих чертежей. Весь ведущий состав конструкторов был переведён на казарменное положение. В течение 10 дней мы находились в КБ и не уходили домой. Чертежи, выпускаемые на ватмане, прямо с чертёжных досок отправлялись в цехи. Чертежи корпуса самохода доставлялись специальным курьером на корпусный завод. Работали дружно, чётко, без суеты, без формализма и бюрократизма». Полный цикл разработки от начала работ до выпуска опытного образца самоходки занял всего 25 дней!
Таким же ударным образом коллектив Котина справился ещё с одним правительственным заданием — создать новый тяжёлый танк со 122-миллиметровой пушкой, получивший индекс ИС (Иосиф Сталин). В телеграмме, направленной Котиным в Кремль, говорилось: «Рады сообщить, что в результате упорной работы первые два танка ИС собраны, прошли испытания и сегодня, 31 октября 1943 года, сданы заказчику. За 56 суток полностью спроектирована технология и выполнена первая очередь оснастки, что обеспечило изготовление первых танков ИС и мотора В-2 ИС на базе серийного производства». «На этих танках мы будем заканчивать войну» — слова Сталина, которые он произнёс на показе новых машин в Кремле.
А дальше в судьбе Жозефа Яковлевича Котина будет ещё очень и очень много всего. Для разработчиков ракет он будет создавать мобильные пусковые установки («восьмисотая серия»), исследователи Антарктики получат его легендарные «Пингвины».
Ну, а напоследок ещё одна история. На празднование его 50-летнего юбилея приедет Сергей Павлович Королёв… Рассказывает биограф Котина Владимир Платонов:
«Жена Котина Наталья Петровна обратилась к Королёву:
— Запишите меня в отряд космонавтов, в своё время я была первой в стране женщиной-бронетанкистом.
Королев, хитро улыбнувшись, спросил:
— Жозеф Яковлевич возражать не будет?
— Что вы, Сергей Павлович, у нас равноправие!
— У нас в семье тоже! Но запишу вас в отряд космонавтов после Нины Ивановны (жена Королёва — Ю. Р.): во-первых, она первая на очереди, во-вторых, не хочу развода, — сказал Королев и, довольный шуткой, рассмеялся».