Евгения ЗавалишинаУ платёжного сервиса «Яндекс.Деньги» сменился генеральный директор. Теперь это место займёт Мария Грачёва, работавшая директором по развитию компании. Однако прежний гендиректор сервиса Евгения Завалишина не покидает «Яндекс». Она возглавит новый международный проект, связанный с «большими данными».
Суть проекта пока остаётся неизвестной, однако для «Яндекса» он будет не первым. И речь не о поисковой системе, хотя она, конечно, представляет собой один из наиболее очевидных примеров использования «больших данных». У «Яндекса» есть и другой опыт в этой области. Серверы компании обрабатывали терабайты информации, полученной в результате физических экспериментов на Большом адронном коллайдере. Кроме того, с 2012 года «Яндекс» занимается анализом геологических данных, собираемых при разведке месторождений полезных ископаемых.
Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) и «Яндекс» начали сотрудничество в 2011 году. Сначала компания предоставляла физикам свои серверы для изучения результатов экспериментов (а это сотни терабайтов информации в год), а затем в «Яндекс» разработали специализированный поисковик, который позволяет быстро разыскивать в массивах данных ЦЕРНа нужные события.
«Данные эксперимента LHCb включают в себя несколько миллиардов событий, которые обычно анализируются последовательно, — рассказывал тогда руководитель эксперимента LHCb Пьерлуиджи Кампана из ЦЕРНа. — Поиск события, отвечающего определенным критериям, может занимать несколько часов и требует значительных вычислительных мощностей. Сервис “Яндекса”, разработанный специально для наших нужд, позволяет за секунду найти необходимую информацию, сэкономить время и силы».
Программное обеспечение «Сейсмотек».О другом начинании «Яндекса», связанном с «большими данными», скорее всего, знают только специалисты. Проект «Яндекс.Терра» появился в середине 2012 года, когда «Яндекс» обменял миллион долларов на двадцатипятипроцентную долю в компании «Сейсмотек», занимающейся разработкой программного обеспечения для интерпретации сейсмических данных. В число её клиентов входят норвежская нефтегазовая корпорация Statoil, ONGC из Индии и российские ВНИИГеосистем, «Диалл Альянс» и «ЛукБелОйл». В «Яндекс.Терре» «Сейсмотек» даёт технологию, а «Яндекс» — вычислительные мощности для параллельных вычислений.