18 марта 1662 года в Париже — как утверждают, по инициативе знаменитого Блеза Паскаля — открылся первый маршрут общественного транспорта: восьмиместные кареты, запряжённые лошадьми, неспешно перевозили публику за плату. Названия «омнибус» тогда ещё и в помине не было; предшественника нынешнего автобуса станут называть так только через 164 года…
Автора!
Насчёт того, почему общественные кареты стали именоваться омнибусами, существует несколько версий. Все они сходятся на том, что название появилось во французском городе Нанте в 1826 году, но объясняют это по-разному. По одной из версий, когда некто Этьен Бюро решил организовать перевозку служащих от конторы своего деда-судовладельца до таможни, одну из конечных остановок маршрута он поместил на площади у шляпного магазина, на вывеске которого было написано «Omnes Omnibus», что в переводе с латыни означало «Всё для всех». Пассажиры привыкли говорить друг другу: «Пойдём к омнибусу»…
По другому варианту, омнибусом назвал свои общественные кареты Станислав Бодри, которые перевозили пассажиров в… баню. И это тоже было в Нанте. Никакого шляпного магазина здесь не упоминается; говорится о том, что Бодри называл экипажи «voiture omnibus», что означает «повозка для всех».
И, наконец, по третьей версии, «виновником» является Жак Лаффит, который, таки снова в Нанте, открыл в 1827 году несколько регулярных маршрутов перевозки пассажиров и которому приписывают авторство названия «омнибус».
«Не плюйте на солому»
По сегодняшним меркам омнибусы никак нельзя назвать комфортабельным средством передвижения. Расстояние в пять миль «по городскому циклу» омнибус преодолевал примерно за час; тряска, духота, грязное месиво под ногами в плохую погоду (пол в омнибусах засыпали соломой), близкое соседство самых разных людей… Вот лишь одно свидетельство современницы: «Омнибус был ящиком, обитым синим бархатом и устроенным так, чтобы перевозить по пять человек с каждой стороны… Никакого воздуха не проникало внутрь, лишь когда дверь открывалась, потому что небольшие окна пропускали только немного так называемого света. Солома на полу, призванная держать наши ноги в тепле, была склонна становиться очень влажной и грязной… Пар от пальто и зонтов весьма тягостен».
А вот фрагмент очерка лондонского журналиста Джорджа Сала: «В омнибусе вы подвергаетесь неисчислимым неприятностям и раздражениям. Палки или зонтики от солнца тыкаются вам в грудь и в шею как вежливое напоминание, что кто-то хочет выйти и что вы должны схватить кондуктора за полы его пальто или ущипнуть за икру ноги в качестве столь же вежливого требования остановки; вы наполовину задушены парами от влажных зонтиков; ваши пальцы ног сокрушены на атомы, когда пассажиры спускаются или поднимаются; вы, весьма вероятно, ближайший сосед людей, страдающих досадными болезнями типа астмы, простого насморка или пляски Св. Витта; десять к одному, что вы страдаете от наплыва младенцев; пять дней из семи вы будете иметь в спутниках карманника — мужчину или женщину. Грохот, тряска по колдобинам, подпрыгивания и сотрясения, лихорадка, подстерегающая в соломе, когда она влажная, и особые омнибусные блохи, которые скрываются в ней, когда она сухая, делают интерьер любого из этих экипажей местом ужаса и уныния». Короче говоря, сплошной стресс…
Надо полагать, заметка под названием «Омнибусный закон», опубликованная 30 января 1836 года в лондонской «Таймс», была задумана в качестве своеобразного свода «правил общежития», призванного облегчить психологическую адаптацию к условиям поездки в общественном транспорте. Вот что там говорилось:
«Омнибусный закон
1. Не ставьте ноги на сидения.
2. Не следует забиваться в тёплый уголок и затем открывать окно, чтобы северо-западный ветер надул шею вашему соседу.
3. Держите деньги наготове, когда соберётесь выходить. Если ваше время ничего не стоит, время других может быть бесценным.
4. Не возлагайте на кондуктора обязанность искать вам сдачу: он не банкир.
5. Сидите, ровно расположив свои конечности, а не растопырив ноги под прямым углом так, что они занимают место на двух человек.
6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике, а в омнибусе, едущем в стране, которая хвалится своей чистотой.
7. Будьте почтительны к женщинам и не вгоняйте беззащитную девушку в краску, потому что она не может спастись от вашей грубости.
8. Если вы везёте собаку, пусть она будет маленькая и на поводке.
9. Не вносите огромных тюков: омнибус не фургон.
10. Приберегите перебранки и споры для чистого поля. Звук вашего голоса может быть музыкой в ваших ушах, но, возможно, не в ушах ваших попутчиков.
11. Если вы начнёте обсуждать политику или религию, говорите сдержанно: все имеют равные права на своё мнение и все имеют равные права не подвергать его необоснованным потрясениям.
12. Воздержитесь от манерности и высокомерия. Помните, что вы едете всего за шесть пенсов на расстояние, которое в наёмной карете будет вам стоить несколько шиллингов, и что если ваша гордость ставит вас выше плебейских мест, то ваш кошелёк должен позволить вам проявить аристократическую снисходительность».
Теперь же самое время из прошлого вернуться в настоящее… Вероятно, нет нужды подробно описывать эволюцию конных омнибусов в автобусы на моторной тяге, да и ограниченный объём статьи всё равно не позволяет это сделать. Давайте-ка лучше посмотрим, какие идеи сегодня закладываются в основу новейших разработок в области колёсного общественного транспорта.
Концепция BRT
Аббревиатура BRT происходит от «Bus Rapid Transit» («выделенная скоростная полоса для автобусов»). Разумеется, дело не только и даже не столько в какой-то там «выделенной полосе». Концепция BRT потому и называется концепцией, что включает в себя большой комплекс организационно-технических мероприятий, превращающих маршруты современных «омнибусов» в автоматизированные системы, способные с высокой надёжностью и ритмичностью перевозить огромное количество пассажиров.
Впервые идею BRT в 1972 году высказал Жайме Лернер, мэр бразильского города Куритиба. Городу повезло: после выборов в кресле градоначальника оказался архитектор и строитель по образованию. Решать задачу развития транспортной инфраструктуры мэр взялся лично и вскоре предложил новаторскую концепцию так называемого метробуса. Принципы организации подземного метрополитена переносятся на поверхность земли: вместо рельсового пути используются выделенные полосы движения; вместо поездов — удлинённые автобусы с секционированным кузовом; остановки превращаются в станции, которые оборудованы принимающими оплату автоматами и турникетами, разрешающими проход на посадку.
Автобусы, используемые в системе BRT, тоже не совсем обычные. Это до предела компьютеризированные транспортные средства, в которых человек-водитель хотя и присутствует, но, похоже, скоро будет лишь контролёром. Вот неполный перечень функций управления, которые выполняют компьютеры, входящие в состав комплекса городской системы BRT:
— режим предупреждения столкновений: с помощью системы датчиков, установленных на корпусе автобуса, бортовой компьютер сообщает водителю об опасном сближении с препятствием либо самостоятельно тормозит;
— режим точного вождения: на базе данных о местоположении автобуса, получаемых с помощью GPS и сенсоров положения на дороге, компьютер вычисляет оптимальную текущую скорость, учитывая график движения по маршруту, наличие перекрёстков и мест, где ведутся ремонтные работы;
— режим подруливания: включается при приближении автобуса к станции; по данным, получаемым от оптических или электромагнитных датчиков и записанным в памяти геометрическим параметрам транспортного средства, бортовой компьютер определяет точное положение дверей автобуса относительно посадочных выходов станции и обеспечивает остановку «дверь-в-дверь»;
— режим приоритетного проезда регулируемых перекрёстков: реализуется системой управления по информации с датчиков, фиксирующих приближение к перекрёстку BRT-автобуса;
— режим адаптивного управления городскими светофорами: реализуется компьютером «верхнего уровня», оптимизирующим движение транспорта вне выделенных полос «метробуса».
Было подсчитано, что создание BRT-системы примерно в 10 раз дешевле прокладки аналогичной подземной структуры метро; на запуск её в эксплуатацию требуется 1,5–2 года, а не десятилетия, как в случае с «подземкой». Уже сегодня «метробусы» (с различным объёмом реализованного функционала) работают в США, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Гватемале, Канаде, Мексике, Австралии, Новой Зеландии, Японии, в Иране, Турции, Франции и Чехии.