Facebook покидает Фрэнк Фрэнковски — вице-президент компании, руководивший разработкой серверов и других аппаратных решений, которые крупнейшая социальная сеть использует в своих дата-центрах. Он намерен основать стартап, который будет разрабатывать и производить оптические хранилища информации. Facebook не без успеха экспериментировала в этой области, но у Фрэнковски более амбициозные планы.
Данные, с которыми имеют дело Facebook и многие другие компании, делятся на два типа. Определённая доля информации используется очень часто и должна быть доступна как можно быстрее. Но есть и та, что запрашивается очень редко, и её, как правило, многократно больше. Тут уже критична не скорость доступа, а стоимость хранения. В первом случае данные лучше всего держать в оперативной памяти. Во втором годятся более медленные накопители.
Именно стоимость хранения подтолкнула Facebook к разработке хранилища данных на базе дисков Blu-Ray. Каждый день количество информации в дата-центрах этой социальной сети увеличивается на сотни терабайтов. Расходы на хранение такого количества данных огромны, поэтому даже незначительное повышение эффективности может вылиться в многомиллионную экономию.
Первый опыт использования Blu-Ray в Facebook оказался успешными. «Компьютерра» рассказывала о его итогах пару месяцев назад:
«Разработанный в Facebook прототип занимает один серверный шкаф. В каждом из них умещается 10 тысяч оптических дисков, содержащих около петабайта информации. В будущих версиях предполагается увеличить объём хранимой информации до пяти петабайт на серверный шкаф.
Выгода вполне ощутима. В Facebook подсчитали, что хранилища данных, основанные на жёстких дисках, потребляют на 80% больше энергии. Переход на Blu-ray позволит урезать расходы на 50%. При этом оптические диски весьма долговечны: предполагается, что они прослужат не меньше 50 лет».
Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что такой подход получит распространение в обозримом будущем. Компаний, которым приходится иметь дело с настолько огромными массивами данных, не так уж много. При меньших объёмах выигрыш от перехода на такой неудобный носитель, как Blu-Ray, менее очевиден.
Непрактичным его делают относительно невысокая ёмкость и пропускная способность. Несколько десятков гигабайт, которые можно записать на диск Blu-Ray, — это очень мало по сравнению с объёмами, типичными для сферы «больших данных».
Фрэнковски считает, что именно это даёт его начинанию шанс. Он предполагает, что есть возможность на порядок увеличить и ёмкость, и пропускную способность оптических дисков. Это сделает их привлекательнее для корпоративных хранилищ данных по сравнению не только с Blu-Ray, но и с ленточными накопителями.