В прошлый раз мы говорили о востребованности приложений In-Memory, которая будет только расти в ближайшее время. Это утверждение подкреплено свежим онлайн-опросом, проведённым T-Systems в сентябре 2013 года среди 147 респондентов на тему «Какие технологии лучше всего решают проблему “больших данных”». Лидируют технологии In-Memory, причем в регионе EMEA им доверяют больше всего — 60% опрошенных, тогда как в США — всего 22%, а в Бразилии — 14%.
Рис. 1.Исследование T-Systems
В опросе приняли участие 1 010 человек из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Испании, ЮАР, Бразилии, США и России. Целевая аудитория состояла из лиц, принимающих решения в сфере ИТ, их помощников и специалистов, работающих с «большими данными». В основную фокус-группу вошли предприятия, занятые в промышленности, торговле, коммуникационной сфере, банковском деле и страховании, услугах корпоративного уровня, а также в государственном секторе.
Согласно другому глобальному исследованию T-Systems, проведенному в июне–июле 2012 года среди более чем 1 000 ИТ-специалистов из разных стран мира, включая Россию, почти две трети опрошенных компаний выделяют на внедрение In-Memory от 100 тыс. до миллиона евро. Для России бюджеты по большей части находятся в диапазоне шестизначных сумм в евро, ниже 500 тыс. Так что же это за приложения?
Как выяснилось, с большим отрывом по узнаваемости лидируют Microsoft SQL и SAP HANA, что является хорошим результатом для аналитического решения, запущенного в 2010 году.
Рис. 2.Однако общая узнаваемость бренда — это лишь первый шаг к тому, чтобы компания начала пользоваться продуктом. T-Systems как глобальный партнер SAP в ходе проведенного исследования интересовалась успехами SAP HANA в первую очередь (рис. 3). Более трети опрошенных указали, что им известны преимущества SAP HANA — а следовательно, и предполагаемый процесс его функционирования, а 28% лиц, принимающих решения, уже начали планирование стратегии In-Memory, основанной на SAP HANA, для своей компании. Более того, 27% опрошенных лиц, принимающих решения в сфере ИТ, уже определили конкретные сценарии применения данного приложения. Во многом из-за сложностей в подготовке к внедрению SAP HANA процент компаний, уже использующих эту технологию, составляет, казалось бы, незначительные 6% от числа опрошенных. Однако для технологии, которая на рынке всего несколько лет, это весомый результат, особенно учитывая количество людей, запланировавших её внедрение, — почти треть опрошенных.
Рис. 3.Самая оптимистичная картина наблюдается в США, Бразилии и России: в этих странах более половины респондентов собираются в ближайшем будущем применять технологию SAP HANA. На первом месте по применению технологии стоят сферы поставок и сфера обслуживания — 15% и 10% соответственно. Меньше всего применяется она в торговом и финансовом секторах. Это коррелирует с ответами на вопрос о значимости технологий In-Memory для каждой области: наиболее заинтересованы в них в целом сферы коммуникаций и услуг.
Многим было бы интересно узнать, что же случится с другими приложениями по управлению базами данных от компании SAP в условиях активного развития HANA. Согласно данным самой компании, в 2012 году она рассматривала полный переход на SAP HANA — например, перевод пользователей с SAP BW на SAP HANA. Как планирует вендор, процесс должен пройти без каких-то заметных затруднений. На данный момент SAP предлагает использовать «SAP BW powered by SAP HANA» – SAP BW на платформе HANA. Кроме того, особое положение SAP HANA как базы данных для всего функционала SAP Business Suite станет причиной смены парадигмы использования и основной архитектуры баз данных для систем обработки транзакций. В связи с этим интересно мнение самих ИТ-руководителей касательно того, что они собираются делать с существующими приложениями SAP (рис. 4). Вот о чём нам говорит исследование: 36% респондентов рассматривают данное приложение как инструмент целевой поддержки областей деятельности, важных для работы, и поэтому предпочитают воспринимать этот модуль как «аналитического помощника» SAP BW. Почти каждое седьмое лицо, принимающее решения, считает, что SAP HANA найдет собственную отдельную нишу в общей SAP-среде, а каждый пятый руководитель рассматривает его как основную базу данных для аналитических и транзакционных приложений. При этом США, Бразилия и Россия — те страны, где наиболее высок процент компаний, ожидающих, что SAP HANA станет новой стандартной базой данных.
Рис. 4.Внедрение приложений для работы с «большими данными» влечёт за собой и ещё один серьёзный вопрос: какую модель эксплуатации выбрать для данной технологии? Функционирование SAP HANA преимущественно рассматривается лицами, принимающими решения по ИТ, в собственном центре данных компании. Следовательно, пользователи оставляют за собой контроль над приложением, оплачивают более высокие расходы, которые часто амортизируются только в среднесрочной перспективе, и теряют гибкость. Так зачем тогда компании тратят лишние деньги на хранение всей информации у себя? Такое отношение можно объяснить недостаточным представлением о расходах на технологии In-Memory, а также опасениями за безопасность данных. В целом более половины опрошенных компаний предпочитают хранить важные данные на своём собственном аппаратном обеспечении внутри компании и перемещают к ИТ-провайдеру только ресурсы, и лишь 5% готовы отдать обработку данных полностью в виртуальное пространство с помощью SAP HANA.
Рис. 5.Принимая во внимание инновационный характер и сложность технологий In-Memory, компании в данный момент предпочитают внедрять эти приложения с помощью поставщиков программных решений. Здесь возникает вопрос, каким поставщикам решений потребители отдадут своё предпочтение. Респонденты отметили, что предпочтут нанять специализированного подрядчика, который фокусируется на вопросах управления данными для подготовки рекомендации и поддержки в использовании технологии In-Memory. В этом вопросе эксперту со стороны доверяют больше, чем привычному и проверенному ИТ-провайдеру (рис. 6). Такой результат неудивителен, поскольку это не типичная установка приложения: технологии In-Memory требуют для обслуживания специалиста, демонстрирующего глубокие познания в сфере ИТ, а также обладающего экспертизой в статистике и экономике, чтобы использовать новые системы в полной мере. Хотя в разных странах и даже отраслях предпочтения весьма варьируются. В России почти половина респондентов доверила бы подобное только узким специалистам и наняла бы отдельного поставщика с подтверждённой экспертизой в этом вопросе. А наиболее консервативная промышленная отрасль осталась бы верна существующему провайдеру ИТ-услуг.
Рис. 6.Подводя итог циклу своих статей, посвященных технологии In-Memory, могу отметить, что за короткое время тема Big Data завладела вниманием ИТ-руководителей. При этом российские ИТ-менеджеры не вошли в первую тройку респондентов, осознающих значимость технологий In-Memory; они пока недооценивают преимущества нового подхода, но уже видят реальную необходимость в инвестициях и в анализе Big Data и готовы тратить на это деньги (53%). В целом 16% опрошенных компаний уже используют технологии In-Memory для обработки своих данных, 31% планируют использование, а 90% лиц, принимающих решения по ИТ и уже получивших опыт работы с данной технологией, оценивают его очень хорошо или хорошо.
Почти треть опрошенных компаний уже составили бюджет для применения у себя технологий In-Memory, но стандарта пока нет: проекты бюджетов разительно отличаются друг от друга.
Респонденты считают, что технологии In-Memory необходима в первую очередь для оптимизации процессов (48%) и увеличения производительности (47%). Более 23% опрошенных компаний в настоящее время работают над их включением в свои ИТ-стратегии, а более 21% — над внедрением. Набрав 63%, SAP удалось добиться высокого уровня узнавания бренда SAP HANA за короткий срок и обойти другие классические приложения In-Memory. В России 45% респондентов заинтересованы в применении SAP HANA.
Big data — что делать? Во-первых, компаниям следует проанализировать внутреннюю ситуацию и решить, действительно ли Big Data — их проблема. После этого можно будет более эффективно определить перспективы новой технологии. Во-вторых, поставить под сомнение существующий ИТ-ландшафт: проблема обработки больших массивов данных может быть связана с архитектурными недостатками существующих систем, которые решаются аппаратно-производственной или другой оптимизацией ИТ-инфраструктуры. Третье — финансовый анализ: поскольку общая стоимость приобретения и эксплуатации может быстро превратиться в проблему, чрезвычайно важно выполнить технический и экономический анализ потенциальных областей применения технологий In-Memory. Необходимо просчитать возможность масштабирования решения, поскольку основной параметр «больших данных» — экспоненциальный рост. Один из вопросов, на который тоже придется ответить, — где вы будете хранить и обрабатывать растущее количество данных. Выбор модели эксплуатации для программного приложения оказывает непосредственное влияние на стоимость, инфраструктуру и гибкость ИТ-ландшафта компании. И, как обычно, кадры решают всё. Придется нанимать или готовить своим силами специалиста по вопросам управления данными, который будет давать рекомендации и оказывать поддержку в использовании технологии In-Memory. Готовых специалистов, кстати, очень мало на рынке.