Полвека назад при закладке особо замечательных строений – гидроэлектростанций, дворцов пионеров, заводов и каналов – часто помещали в соответствующее место и «капсулу времени» с посланием к будущему. Так и писали на оболочке – «Вскрыть в 2017 году». Почему выбирали этот срок? Так ведь столетие Великой Октябрьской социалистической революции.
Если в тысяча девятьсот шестьдесят пятом коммунизм представлялся на расстоянии марш-броска, ну, двух марш-бросков, то усомниться в том, что к две тысячи семнадцатому году рубеж будет достигнут, мог только сильно не наш человек.
Просто не наши люди выдумывали романы об Империи Зла, где всякие Форкосиганы и Юрии Безумные в потаенных уголках вселенной строили Звезды Смерти. Это солидно – Звезда Смерти. Заставляет считаться. Значит, уважали.
Будут ли дожидаться назначенного срока, две тысячи семнадцатого года, или вскроют капсулу времени сейчас, боюсь, разочарования не избежать. Помните, Остап Бендер и Киса Воробьянинов, распотрошив восьмой стул, обнаружили капсулу времени, а в ней табличку: «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург». И никаких бриллиантов. Боюсь, бриллиантов не будет и завтра. Да и с чего бы?
А идеи, что идеи… В реплике «средств нету, господа, так что идеи наследуем» гораздо больше позитива, чем кажется на первый взгляд. Уж лучше быть без средств, но с идеями, чем без средств и без идей. Что такое человек без идей? «Незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нём заботились» (вот так всегда – всё уже написано до нас).
Порой, начитавшись и насмотревшись фантастики, начинаешь думать, что и в самом деле в шестидесятых годах американцы, и не только они, получили дары из будущего или от инопланетян. Вместе с планом на ближайшую тысячу лет: PC, PC XT, PC AT, 386, 486, Pentium и так далее. 1G, 2G, 3G, 4G и опять так далее. А у нас то ли червоточины не нашлось, то ли будущего нет. Вот и получается – там фотографии Плутона, а тут импортозамещение шила на мыло, причем мыло (творог, сметану, сыр, мороженное и прочее) ведь тоже делают из привозного пальмового масла, и выходит, что зависимость от Франции и Германии поменяли на зависимость от Индонезии и Малайзии. Воля ваша, а по мне зависимость от Индонезии и Малайзии ничем не лучше зависимости от Германии и Франции. Впрочем, и не хуже тоже.
Ладно, не прислали нам потомки секреты высоких технологий, и не прислали. Своим умом дойдём. Лучше от настроений иждивенческих я перейду к настроениям конструктивным. Может, стоит помочь предкам и самим себе в одна тысяча девятьсот восьмидесятом году?
Червоточину, положим, я нашёл, под Воронежем, в закрытых подземельях замка принцессы Ольденбургской. Но закавыка в том, что время и пространство образуют затейливые связи, в результате через российскую червоточину можно посылать лишь те предметы и даже технологии, которые произвели, развили, довели до кондиции на территории России (через французскую – французское, через американское – американское). То есть если процессор считается нашим, но произведен в Тайване, то шалишь, не пролезет в червоточину, равно и как бы наши электронные книги и как бы отечественные смартфоны. И работы Гейма, Новосёлова и Кацнельсона тоже в прошлое не передашь. Вот я смотрю, оглядываюсь окрест себя и думаю: что бы послать… ну, не себе, кто я, червь незначащий, а Юрию Владимировичу Андропову, пожалуй, последнему из рыцарей коммунизма, способному повести страну ленинским курсом (при всей неоднозначности определения этого курса).
Смотрю, и ничего толкового найти не могу. Я Андропову даже лекарств действенных передать не могу, потому что лекарства эти есть либо зарубежное производство, либо зарубежная идея. А чаще и первое, и второе. «Воскресин» же и прочие инновационные препараты, полученные путём настаивания на святой нановоде вишнёвых косточек, или целебные браслеты из заряженного чугуния ему помогут вряд ли.
Конечно, я сознаю ограниченность собственных знаний, и рассчитываю не на себя, а на всю Россию. Итак, вопрос к России: какие национальные технологии или даже изделия стоит послать из дня сегодняшнего в одна тысяча девятьсот восьмидесятый год, да не шутки ради, а чтобы укрепить Советский Союз в целом и Российскую Федерацию в частности? Чтобы взять, да утереть нос американцам, немцам, японцам?
Танк «Армата»? В червоточину он пролезет, спору нет, но чего-чего, а танков Юрию Владимировичу Андропову хватало. Да и пусть «Армата» сначала госприёмку пройдёт, а то помню я «Клипер», «Русь», макеты впечатляют, а до полётов дело так и не дошло. А проект «Спираль», детище шестидесятых? Фантастика!
Или всё-таки послать идеи? Какие? Лет двадцать ищут государствообразующую идею, а получается хуже, чем футбол. В восьмидесятом году государствообразующей идеей представлялось построение коммунизма, сначала в отдельно взятой стране, а затем и во всём мире. Никто эту идею не прятал, напротив, писали аршинными буквами: «Наша цель – коммунизм».
А что пишут сегодня? Опять прошу помощи зала.
Сам же пока думаю послать коротенькую записочку: «Фабио Капелло – деньги на ветер»!
Представляю, как будут искать скрытый смысл учёные в штатском, ворошить страну в поисках Фабио Копелло, а в итоге таинственное послание века выльется в пустяк. Хотя десять миллионов долларов или около того – совсем не пустяк. На эти деньги можно отремонтировать пару-тройку сельских больничек, поставить какую-никакую аппаратуру, да хоть простыней купить северокорейских. А можно просто отдать деньги, а простыней не дожидаться. Скажут, что все деньги перечислили, да вот поставщик подвёл. А вилла на Кипре – так это на дедушкино наследство, дед с пенсии скопил.
Советский Союз, как известно, предоставил невозвратных кредитов той же Северной Корее на одиннадцать миллиардов долларов, и если бы только Северной Корее… А доллар в восьмидесятом году был покрепче, чем ныне. Верно, у политиков были на то причины. «Начальство имеет тонкие виды, даром что далеко, а оно себе мотает на ус».
Вот мне и хочется знать: мотает или не мотает? Видели, что Третий Рим падёт безо всякого приступа, и на руинах Колизея пьяненькие пастухи будут пасти разный рогатый скот, но непременно с выкриками «Встанем с колен и зададим всем по первое число», и, слушая эхо, принимать величественные позы? Или считали, что всё идёт по плану, что народ баловать не нужно, а деньги, если вдруг случатся, следует немедленно отдать кому-нибудь. Главное, чтобы навсегда.
Не решив проблем прошлого, нельзя браться за проблемы настоящего, поскольку только потянешь за ниточку, она в прошлое и ускользнёт. Как леска, цепляющаяся за корягу, и сколько раз удочку не забрасывай, всегда одно и то же.
Много коряг на дне нашего пруда.