Говорить о технологиях обработки Больших данных начали значительно раньше, чем всерьез применять их на практике. С Большими данными было связано много надежд. Однако завышенные ожидания, как это часто бывает, привели к разочарованию. Многие перестали верить, что Большие данные смогут принести им коммерческую выгоду, а все разговоры о них воспринимались лишь как маркетинговые обещания. Но с развитием технологической базы, ситуация начала поворачиваться в другую сторону, Big Data в России с каждым днем находит все больше реальных применений. Эксперты ИТ-индустрии уверены в том, что 2015 г. станет переломным в этой сфере, несмотря на изменение экономической ситуации. С одной стороны, заказчики стали более осторожно относится к инвестициям в ИТ, но с другой – задачи по большим данным как раз из тех, которые показывают монетизацию от ИТ-проектов, что в текущих условиях при наличии цифр отдачи, наоборот, повышает потребность в технологиях обработки и анализа больших данных.
Сегодня Большие данные позволяют на основе анализа детальных данных о клиентах создавать более точно таргетированные предложения и продукты. В задачах, связанных с безопасностью Big Data тоже демонстрирует эффективность. Анализ огромных объемов данных позволяет отслеживать проявления мошенничества. Многие задачи, которые были решаемы и раньше, с приходом Больших данных стали требовать меньших затрат в пересчете на единицу объема данных (гигабайт, терабайт, петабайт).
В этом свете достаточно любопытно выглядят результаты опроса руководителей крупных российских предприятий, проводившегося в конце 2014 года в рамках исследования по заказу Oracle. Осознают ли существующие и потенциальные потребители технологий обработки Больших данных суть происходящих перемен? Как определяют сам термин? Применяют ли у нас Большие данные, и в каких индустриях процесс идет активнее всего.
Около четверти респондентов из разных отраслей экономики отметили, что склонны воспринимать феномен скорее концептуально, чем технологически. И лишь десятая часть определяет Big Data как In-memory базы данных, а 14% по-прежнему ставят знак равенства между ними и Hadoop-технологиями.
Еще четверть опрошенных уверена, что это традиционные базы данных с более усовершенствованными возможностями. Несмотря на то, что есть расхождения в деталях, очевидно, что у большинства участников опроса уже сформировались представления о Больших данных, они вполне осознают с чем имеют дело. У 18% опрошенных даже нашлись собственные формулировки для обозначения Больших данных. В основном они основывались на тезисе о сборе и обработке большого количества неструктурированный данных, либо смеси структурированных и неструктурированных данных больших объемов. И это тоже достаточно близко к реальному положению дел на сегодня.
Некоторые говорили о большом массиве данных, с которым удобно работать и комплексе сервисов по обработке быстро увеличивающихся в размерах данных, позволяющих обрабатывать их в разумные сроки. Также речь шла о некоторой большой базе и «умной» системе, способной вычленять зависимости.
Опрос также выявил основных потребителей Больших данных в России. Это банковский сектор и телеком: из 43 представителей банков, поучаствовавших 23 подтвердили, что используют Big Data, в телекоме соотношение даже более впечатляющее, 8 из 12 опрошенных. Это вполне увязывается с общемировой практикой, первыми применять Big Data стали именно представители тех отраслей, где традиционно накапливается большое количество данных о клиентах. В финансовом секторе Большие данные помогают выстраивать новые принципы взаимодействия с клиентами. В качестве основного предмета анализа становятся данные о транзакциях, возникающих при использовании той или иной услуги. Результаты обработки дают возможность бороться с мошенничеством. Сегментировать клиентскую базу, персонифицировать предложения. В телекоммуникациях помимо уже названной сегментации клиентов и подготовки предложений Big Data применяется в качестве инструмента мониторинга качества услуг, оптимизации работы колл-центров и других способов улучшения пользовательского опыта.
У интернет-проектов – в частности у поисковых и социальных сервисов – есть прекрасная возможность накапливать и анализировать все действия пользователей на их площадках. Это помогает определять, какой функциональности больше всего не хватает пользователям, пресонифицировать поисковые выдачи и максимально точно таргетировать рекламу. Представители ТЭК, транспортной отрасли, ритейла и промышленности пока относятся к Big Data с большей осторожностью. Мировой опыт показывает, что найти применение технологиям Больших данных можно практически в любой отрасли, Существуют яркие примеры в ритейле, образовании, здравоохранении и авиации. Так что распространение технологии на эти области в нашей стране – лишь вопрос времени.
Лично мне результаты видятся очень позитивными. Большие данные пришли в Россию! Они перестали воспринимать как черный ящик, который каким-то образом решит все проблемы, но и былого недоверия к технологии больше нет. Вообще в этом деле нужно отталкиваться от задач и результатов, а не от самой технологии. Сегодня все больше компаний готовы запустить проекты на основе Больших данных не только в качестве смелого эксперимента, но с четким пониманием того, какие коммерческие преимущества это им принесет. С другой стороны, многие уверены, что накопленных ими данных пока недостаточно для получения серьезных результатов. Однако дело вовсе не в объеме данных. Главное, что сейчас появляется возможность извлекать ценную информацию из того, что принято было считать мусором.