Предыстория. За последние полтора года ничего не делания, с тех пор как оставил все свои бизнесы (включая и сайт Компьютерры), у меня было и время поразмышлять о жизни, и время примерить на себя какие-то новые бизнесы. Изначально мне хотелось выполнения только одного условия — это не должен быть медиа-бизнес.
Какое-то время я жил с мыслью, что бизнес этот должен быть еще и подальше от любых технологий, но в итоге ее пришлось оставить: слишком широка оказалась пропасть между людьми, связанными с технологиями и не связанными. С последними не только не получалось организовать какое-то продуктивное обсуждение чего-либо нового, но и просто начать понимать друг друга, говоря на одном языке.
Как бы там ни было, я искал себе применение с некоторыми «обременениями». Помимо того, что бизнес не должен был быть медийным, мне было очень важно, чтобы:
— в нем присутствовала серьезная социальная (общественная) составляющая;
— бизнес был «созидательным», то есть по факту можно было точно и уверенно сказать, что в результате появилось вот то и вот это;
— это должна быть новая для меня сфера, в которой я не очень хорошо разбираюсь;
Контуры того, чем мне хотелось бы заняться, начали появляться еще в начале лета и, вы не поверите, все началось с наличников. Старых русских наличников на окна. Секреты и культура изготовления которых фактически утеряны в России. Наличников, которые делают любую страшноватую жилую коробку Домом с большой буквы. Как только вы начинаете обращать на это внимание, вы уже не можете остановиться и не оценивать красоту домов с наличниками (не важно деревянными или каменными) и сиротливость жилищ без них (если речь не идет о современном дизайне).
Первоначальна идея заключалась в том, чтобы возродить и культуру производства деревянных наличников, и само производство с помощью современных цифровых технологий. С помощью современных цифровых станков (меня до сих пор изумляет, почему, при наличии сегодняшних цифровых производственных возможностей, так мало хорошего производится в обычной жизни этим способом) . К наличникам мы еще вернемся позже, а пока о самой идее.
Которая от идеи изготовления наличников постоянно трансформировалась, обрастала новыми нюансами и ответвлениями, переходила на какие-то новые уровни (и наверняка будет переходить в дальнейшем), пока не приобрела форму, о которой мне хотелось бы сегодня рассказать.
Но сначала — еще один дисклеймер, который крайне важен. Не о сути нового бизнеса, а о формате его развития.
Как только (пару-тройку месяцев назад) у меня стали вырисовываться контуры нынешней модели, я отправился к одному из своих приятелей с вопросом, не хотел ли бы он в этом поучаствовать. Это не было переговорами — приятель сразу согласился, мы оговорили сумму инвестиций и долю в бизнесе за эту сумму. Мы спокойно готовились к старту, пока не произошли некоторые форс-мажорные (для приятеля) события, в результате которых он вынужден был признать, что не сможет в данным момент выступить инвестором.
Это был действительно объективный форс-мажор для него, а я в тот момент должен был решать, искать ли мне нового инвестора или обойтись без инвестиций. Создавали же мы когда-то бизнесы прямо со студенческой скамьи, без копейки за душой и с одним единственным желанием «прокормить семью». Почему бы не рискнуть и не попробовать это проделать спустя 25 лет? В этот момент мне вспомнилось, как, развлечения ради, в начале двухтысячных я затеял проект «Электронный бизнес под колпаком» (если кто не в курсе, можно найти достаточное число ссылок в сети). В те времена еще шли ожесточенные споры о том, возможна ли интернет-торговля в России в частности и электронная коммерция в целом. Идея была проста: начать создание интернет магазина в публичном пространстве, подробно описывая каждый шаг, каждое решение и каждый чих. Еженедельно в журнале и ежедневно на форуме сайта. И даже несмотря на то, что через пару месяцев после запуска я потерял к проекту особый интерес, не признать его удачным невозможно. Лучшие люди интернета до хрипоты спорили на форуме, обсуждая ту или иную проблему, то или иное решение. Иногда решения принимались исключительно по результатам таких дискуссий. (кстати сам магазин 1click.ru, созданный тогда в проекте, оказывается до сих пор существует).
И мне подумалось, что стоит проделать все тоже самое еще раз. То есть. Практически в одиночку. Бесконечно публично в ежедневном режиме. Без инвестиций (за исключением карманных расходов). С использованием коллективного разума. Попробовать реализовать амбициозный проект. И, на этот раз, доказать, что краудсорсинг может работать и в таком режиме. И что открытость проекта (плюс энергия руководителя) вполне могут заменить инвестиции.
Это не значит, что я не планирую привлекать инвестиции вообще. Я уже точно вижу и знаю, для чего и в какой момент они понадобятся. Но начинать и расти до определенной планки предполагаю без каких-либо финансовых вливаний.
Итак, сама идея проекта.
Мне хочется попробовать создать масштабное сообщество мэйкеров в России (представляю себе вздох разочарования и непонимания именно в этом месте. Но поверьте, в дальнейшем фактически каждый абзац и каждая строчка из этого анонса будут расшифрованы подробно едва ли не отдельной статьей).
Да, сообщество мэйкеров. Виртуальное, под крышей раздела сайта Компьютерра и физическое, в виде региональных сообществ, формирующихся с помощью франчайзинговых региональных партнеров. За последние месяцы я многократно слышал контраргументы о существующих сообществах, но по-прежнему считаю, что по-настоящему их не существует. Мне представляется, что я знаю как формировать такое сообщество, как поддерживать такое сообщество и как помогать зарабатывать такому сообществу, зарабатывая при этом самому.
Описание возможности заработка для самого сообщество и для его отдельных членов займет не одну статью, но здесь хотелось бы упомянуть лишь логику и добавить некое лирическое отступление.
Знаете, в конце 90-х и начале нулевых был интересный феномен среди тех, кто относительно плотно занимался интернетом. Как только надо было делать более одного сайта — веб-мастер (или как он назывался) начинал убеждать окружающих в том, что надо делать собственную систему создания сайта. CMS, конструктор — по разному называли. И даже убеждал в том, что после этого не только самим будет в разах проще ваять сайты, но ее, систему эту, еще и продать другим можно будет. Всего-то веб мастер просил дать ему возможность не конкретные заказы выполнять, а дать пару месяцев, чтобы он смастерил классный конструктор.
Когда мой такой сотрудник обратился с этой идеей ко мне, я просто опросил знакомых на рынке. И оказалось, что практически у всех опрошенных внутри происходит ровно тот же процесс. С идеей потом продавать это на рынке. У всех. Ну я, естественно, отказался.И все бы ничего, если бы они не собирались потом продавать это друг другу (потому что другого рынка фактически нет). Проблема информационного вакуума.
Ровно такая же история происходила до последнего времени в наших отраслевых НИИ. Ровно то же самое — в многочисленных стартапах. Количество впустую потраченного времени исчисляется человеко-веками, а впустую потраченных денег — миллиардами. И при этом — попробуйте дать внятный ответ куда идти представителю завода, отрасли, компании, когда ей необходимо разработать что-то очень нужное и предельно конкретное. Нужное сейчас, с бюджетами и сроками. За редким исключением — ответа нет: все (и НИИ, и стартапы) азартно заняты изобретением велосипеда. В половине случаев — одного и того же. Мне кажется, что все должно быть с точностью наоборот. И это — самая важная цель проекта.
Сам проект будет франчайзинговым, хотя и здесь не обойдется без странных новаций. Обычно франчайзинговая сеть — продажа партнерам кальки с головного успешного предприятия с отработанными технологиями и стандартами. В моем случае я постараюсь обойтись без «головного» предприятия, с которого бы копировалось все остальное. Разве что головным будет сайт Компьютерра 3.0, а один из будущих партнеров просто будет выбран «пилотным» проектом. Не знаю, существуют ли в мире франчайзинговые сети с подобной организацией, но сам я не вижу никаких преград, чтобы все было организовано именно так.
Так вот, и сам проект, и бизнес регионального франчайзингового партнера будет состоять из 3-х важных составляющих:
— организация у себя в регионе фаблаба и создание вокруг него регионального сообщества мэйкеров. Создание и поддержание сообщества будет происходить как в физическом пространстве (со всеми известными и возможными активностями), так и в виртуальном. В любом случае это даст синергетический эффект (не вдаваясь в нынешние трудности созидания подобных сообществ только в реале или только в виртуальном пространстве).
— услуги бизнесу и населению с помощью самых современных цифровых технологий. Своего рода розничная сеть этаких цифровых ателье, где ограниченный спектр услуг все время меняется, подхватывая все новые технологии и используя постоянно открывающиеся окна возможностей. Вот здесь роль «управляющей» компании в поиске, разработке, имплементация в реальный мир и, в конце концов, перевода этих технологий в бизнес, становится очень высока. Сегодня это наличники, создаваемые на цифровых станках и 3D-сканирование производимых товаров для интернет-магазинов, а завтра — печать запчастей для буровых и изготовление искусственных суставов для больных: всего того, что есть уже сегодня, но пока еще дорого. В этой теме еще много интересного, но пока хочется упомянуть только базовые вещи.
— Обучение. Для того, чтобы региональное сообщество пополнялось и развивалось, необходимо непрерывное обучение. Которое может быть как платным, так и бесплатным, как оплаченным обучающимся, так и сторонними спонсорами.
Как вы понимаете, и физические сообщества, и кастомизированные цифровые услуги обязательно должны находиться в «шаговой» доступности от потребителя. Поэтому число партнеров не будет ограничено областными центрами: региональный партнер может работать и в пятидесятитысячном городе, если в городе есть мэйкеры или в городе есть спрос на цифровые услуги (что я считаю просто делом времени). Возможно все вышеописанное не столь очевидно для многих, но я постараюсь в самое ближайшее время расшифровать подробности.
Возможно этот бизнес не сразу начнет приносить большие прибыли. Но для меня важна еще и социальная составляющая проекта: я сталкивался сам и еще больше — слышал печальных историй о том, как хорошие идеи и начинания умирали только потому, что не нашлись нужные партнеры, не сделан вовремя правильный pivot, не было рядом хороших экспертов, подсказавших правильное решение, не было возможности просто реализовать что-то задуманное в физическом прототипе.
P.S. Конечно же, за те пару-тройку месяцев, что я обсуждаю этот проект, у меня появились какие-то предварительные договоренности и с потенциальными партнерами, и с теми людьми, кто просто готов помочь хорошей идее. Но никаких реальных шагов пока предпринята не было. Нет даже раздела на сайте, где все это должно происходить. Поэтому все действительно будет происходить в прямом эфире с описанием всех подробностей, за исключением тех, которых не захочет раскрывать вторая договаривающаяся сторона.
P.S.S Да, я обсуждаю идеи партнерства с теми региональными командами, кто уже имеет свой фаблаб (или ЦМИТ, как он называется в государственных программах) и хочет превратить его из чисто социального проекта еще и в бизнес-проект.