В конце 2015 года компания HP представила в России новую линейку струйных печатающих устройств HP DeskJet Ink Advantage, к достоинствам которых относятся привлекательный дизайн, доступная стоимость расходных материалов и возможность мобильной печати на всех моделях с Wi-Fi. Об особенностях новинок и использованных в них технологиях мы попросили рассказать Алексея Покровского, менеджера по развитию категории «Струйные устройства печати» HP в России.
Расскажите о линейке HP DeskJet Ink Advantage. Какие модели в неё входят и каковы их особенности по сравнению с устройствами предыдущего поколения?
Модельный ряд HP DeskJet Ink Advantage – это универсальные устройства печати для домашнего пользования, обеспечивающие оптимальную стоимость владения, обладающие ярким дизайном, а также позволяющие печатать со смартфонов и планшетов на всех моделях с Wi-Fi. Эти характеристики были и у предыдущих поколений устройств Ink Advantage, но в линейке 2015-2016 мобильная печать стала ещё удобнее: уже при первом использовании покупатель, следуя краткой инструкции, может установить бесплатное приложение HP AiO Remote на мобильное устройство и, следя за всплывающими подсказками, подключить МФУ к домашней сети Wi-Fi. Таким образом, даже если у вас нет домашнего компьютера, а есть только смартфон или планшет, вы можете полноценно использовать такие МФУ.
Какие модели новой линейки для каких задач лучше выбрать? Каким группам пользователей они лучше подходят?
Если вы печатаете от случая к случаю и вам не нужны дополнительные функции, то ваш выбор – модель начального уровня HP DeskJet Ink Advantage 2135. У моделей более высокого уровня появляются такие функции, как модуль беспроводной печати (автоматически подразумевает и возможность мобильной печати), дуплекс (автоматическая двусторонняя печать), тачскрин, картридер, выделенный лоток для фотобумаги, возрастает скорость печати и многое другое. Для тех, кому нужен бизнес-функционал, есть устройства 4-в-1 с автоподатчиком и факсом.
Наконец, старшие модели DeskJet Ink Advantage Ultra отличает сверхэкономичная печать: до 3000 ч/б страниц на старте благодаря двум экономичным картриджам высокой ёмкости (по 1500 страниц каждый), которые поставляются в комплекте с устройством. Последующая стоимость владения для моделей Ultra также максимально выгодная, так как картриджи для них имеют наибольший ресурс, а стоят не дороже обычных. (Здесь и далее ресурс картриджей указан согласно международному стандарту ISO 24711. На сайте hp.ru/ia есть электронный помощник в выборе наиболее подходящего принтера в зависимости от потребностей).
Насколько популярна функция мобильной печати? Есть ли в ней большая необходимость, ведь смартфон или планшет может играть роль не только библиотеки документов, но и фотоальбома огромной ёмкости, который к тому же помещается в карман?
Согласно исследованию, проведённому нами в августе 2015 года, 47% принтеров с возможностью мобильной печати (напомню, это все принтеры HP с Wi-Fi), хотя бы раз использовались для мобильной печати. Так что да, эта функция становится всё популярнее, в том числе и в России.
Нужно или не нужно печатать фотографии, можно дискутировать бесконечно. Действительно, фотоальбом можно хранить в планшете, на жёстком диске, в облачном хранилище. Но будете ли вы реально смотреть все эти фотографии? Будете ли искать нужную среди гигабайтов и терабайтов фотоальбомов? Вероятно, нет. Просто потому, что это трудозатратно и не всегда удобно. Вы будете создавать новый фотоконтент быстрее, чем успевать классифицировать и обрабатывать старый. Совсем другое дело – отпечаток на фотобумаге. Пускай вы распечатаете одну из 20 фотографий, но именно эту фотографию вы будете ценить, поставите в рамку, подарите родителям.
Согласно исследованию HP Content Architecture Study, среднегодовой рост просмотренных электронных страниц в 2011-2015 годах составил 15%. Но при этом и число распечатанных страниц росло в среднем на 2% в год. Таким образом, рост цифровой информации происходит быстрее, чем «бумажной». Но и «бумажное» потребление информации тоже растёт.
Линейка МФУ DeskJet Ink Advantage ориентирована, прежде всего, на домашних пользователей. Насколько востребована мобильная печать у этой категории потребителей, если учесть, что дома есть возможность подключить обычный компьютер, а на нём намного удобнее редактировать фотографии и готовить другие документы к печати?
Можно много чего делать на обычном компьютере: читать новости, покупать билеты, смотреть видео, выкладывать посты в социальные сети. Однако люди всё реже делают это на ПК и всё чаще – на смартфоне или планшете. Совершенно логично, что и документ порой удобнее напечатать напрямую с мобильного устройства, если оно всегда под рукой и всегда включено. Редактировать фотографии также можно прямо на мобильном устройстве: для этого существует масса приложений любой степени продвинутости. Одно из них – HP AiO Remote, в котором есть базовый набор опций редактирования.
HP DeskJet Ink Advantage 3635Любой современный принтер с адаптером Wi-Fi можно использовать для удалённой печати практически с любого устройства. Существуют кроссплатформенный облачный сервис Google Cloud Print и фирменный облачный сервис HP ePrint. Есть способы прямой локальной печати через Bluetooth, NFC или Wi-Fi Direct. Какие из этих или других технологий поддерживаются в МФУ линейки HP DeskJet Ink Advantage?
Любое из устройств HP с поддержкой мобильной печати совместимо также с Google Cloud Print. Фактически это означает печать напрямую из вашего Google-аккаунта, если в нём зарегистрировано ваше устройство печати. Причем печать возможна не только с ПК, смартфона или планшета, но и прямо с экрана принтера. Локальная печать на наших устройствах возможна по USB, Wi-Fi или Wi-Fi Direct. Печать по Bluetooth не поддерживается устройствами HP DeskJet Ink Advantage, но возможна на мобильных принтерах HP OfficeJet 100 и 150. Печать по NFC поддерживается на некоторых из лазерных устройств печати HP.
В современных мобильных операционных системах есть встроенные средства мобильной печати. В чём преимущество использования с портативными устройствами именно МФУ HP DeskJet Ink Advantage? В каких-то дополнительных возможностях, расширенных настройках?
Насколько я понимаю, речь про Apple AirPrint (в ОС iOS) и предустановленную функцию печати в большинстве современных версий Android. В обоих случаях разработчики мобильных ОС постарались сделать встроенные средства печати максимально универсальными, совместимыми с большинством принтеров, не только HP. Поэтому, на мой взгляд, не стоит говорить, чем именно принтеры HP DeskJet Ink Advantage удобнее. В данном случае HP не конкурирует с другими производителями, а наоборот работает над единым стандартом, чтобы мобильная печать стала столь же привычной и очевидной, как, например, покупка контента в магазине приложений. Создание такого стандарта в интересах всей индустрии. Об этом свидетельствует создание альянса MOPRIA (mobile printing alliance), объединяющего производителей печатной техники, разработчиков мобильных ОС и разработчиков приложений для этих ОС.
Имеет ли значение для мобильной печати наличие сенсорного дисплея в самом МФУ, ведь в смартфоне или планшете уже есть встроенный сенсорный экран, с которого можно полноценно управлять настройками печати?
Согласен с вами: наличие дисплея стало менее критичным. Если говорить про цветной сенсорный дисплей, он по-настоящему оправдан в моделях, где есть функция печати с карт памяти: в этом случае пользователю потребуется предварительный просмотр фотографий и документов на экране. Такое устройство в новом модельном ряду домашних устройств HP одно – это модель HP DeskJet Ink Advantage 5645. Остальные представители линейки оборудованы либо монохромным строчным дисплеем, либо счётчиком копий. Меню в дисплее, действительно, во многом дублирует то, что и так можно сделать на мобильном устройстве. Однако с ним всё же удобнее: у пользователя есть выбор.
Струйная полноцветная технология означает возможность качественной печати фотографий. Какие устройства в линейке DeskJet Ink Advantage ориентированы именно на фотопечать?
Все устройства HP DeskJet Ink Advantage справятся с качественной печатью любительских фотографий. Однако со старшими устройствами это будет удобнее и быстрее: так, начиная с модели DeskJet Ink Advantage 3635, все устройства поддерживают печать без полей. У моделей 5575 и 5645 есть специальный фотолоток для листов 10×15: при отправке на печать файлов jpg устройство самостоятельно возьмёт бумагу именно оттуда, если вы не укажете в настройках иного. Модели DeskJet Ink Advantage Ultra 2529 и 4729 не имеют фотолотка, зато имеют картриджи наивысшей ёмкости, что положительно скажется и на количестве фотографий, которые можно напечатать с одного картриджа.
HP DeskJet Ink Advantage 4729МФУ серии HP DeskJet Ink Advantage продвигаются в том числе и как устройства с низкой стоимостью владения и расходных материалов? Как и сколько именно можно сэкономить, приобретя модели этой серии?
Наиболее экономичными в линейке являются модели со словом «Ultra» в названии: HP DeskJet Ink Advantage Ultra 2529 и 4729 (рекомендованная розничная цена в феврале 2016 года – 8990 руб. и 9990 руб. соответственно). В комплекте с этими моделями поставляется два чёрных картриджа ёмкостью 1500 страниц каждый (то есть суммарно 3000 ч/б страниц), а также один цветной – на 750 страниц. При печати 100 – 150 страниц и 10 – 15 фотографий в месяц стартового комплекта вам хватит на 1 – 2 года. Последующая покупка картриджей также не станет обременительной: это чёрно-белый и цветной картриджи отдельно (ёмкость 1500 и 750 страниц соответственно), либо экономичная тройная упаковка: два чёрных и один цветной по цене двух. В большинстве случаев, если мы говорим о домашнем использовании, общая стоимость владения, включая покупку устройства и расходных материалов к нему, но исключая затраты на бумагу, за первые три года эксплуатации составит 12-13 тысяч рублей (в ценах февраля 2016 года).
В то время как для устройств сегмента лоу-энд характерна другая бизнес-модель: 2-3,5 тысячи рублей за устройство и примерно такая же сумма за комплект из двух картриджей емкостью 180 страниц. Нетрудно посчитать, что при тех же объёмах печати пользователь будет каждые полтора месяца тратить на картриджи столько же, сколько отдал за устройство. Сколько он потратит за два-три года, даже страшно представить.
Другая крайность, в которую ударились некоторые производители, это высокая цена (15 – 25 тыс рублей) МФУ в обмен на последующий высокий ресурс ёмкостей с чернилами: несколько тысяч страниц. При этом сама технология – система непрерывной подачи чернил – обязывает пользователя к регулярной печати в больших объёмах. В противном случае при длительных простоях неоправданно большой объем чернил будет уходить не на печать, а на обслуживание печатающих головок. Подобное решение, вероятно, подойдет для фотостудии. Но домашнему пользователю стоит задуматься о том, окупит ли он вообще стартовые инвестиции.
Отличие HP от других решений на рынке – это оптимальное соотношение цены устройства, то есть, первичных трат, и последующей стоимости владения именно в домашних условиях, когда интенсивная нагрузка (скажем, сессия у студентов) чередуется с низкой.
Давайте теперь поговорим о бизнесе и рынке. Какова сейчас доля HP на российском рынке пользовательских струйных устройств печати?
В ключевой категории струйных МФУ HP занимает половину рынка в штучном выражении – 50% по данным GFK по итогам 2015 года. При этом, согласно GFK, рынок состоит на 82% из МФУ и только на 18% из однофункциональных принтеров.
А чем российский рынок отличается от общемирового?
На российском рынке всегда была выше доля лазерных устройств, струйные занимают лишь 35% от общего числа проданных принтеров и МФУ. Тогда как, например, в Великобритании или Франции доминирует струйная технология. Это связано во многом с традициями и привычками пользователей, а также с особенностями бизнес-заказчиков: на Западе больше печатают в цвете, в России – в монохромном режиме. На Западе колоссальное число предприятий малого и среднего бизнеса, которые печатают цветные листовки, меню и прочие материалы, в России же – крупный бизнес и большее количество бюрократических документов. 2015 год не стал исключением.
В 2015 году появилось и ещё одно существенное отличие нашего рынка. Из-за резкой девальвации рубля устройства печати в России стали одними из самых дешёвых в мире (разумеется, в долларовом исчислении). С одной стороны, сыграл фактор старых складов: всю первую половину года в стране продавалось то, что было завезено ещё при старом курсе. С другой, ни один из производителей не хочет терять долю. Поэтому даже при новых отгрузках рост рублевых цен не отыгрывает разницу, на которую вырос доллар. Похожая ситуация наблюдается и на других рынках, но в индустрии печати этот тренд особенно заметен: ведь производители продают не только принтеры, но и расходные материалы, что позволяет больше инвестировать в продажи устройств и частично компенсировать курсовые потери продажей картриджей.
Как изменился спрос на устройства в течение кризисного периода?
Согласно GFK, рынок струйной печати (в штуках) снизился в 2015 году по отношению к 2014 на 28%. Причем в первой половине падение составило 34%, в то время как во второй – «только» 24%. Цифры выглядят логичными: в январе – июне ощущались последствия ажиотажного спроса декабря 2014-го: люди закупились впрок, а кто-то просто занял выжидательную позицию. Вторая половина года оказалась лучше: покупатели осознали, что рублевые цены несмотря на двукратное падение рубля не подскочили в два раза, и пошли в магазины. Если принтер действительно был нужен для работы или учёбы, он покупался, так как откладывать покупку явно не имело смысла.
В рублях рынок струйной печати упал на 9% год-к-году – также согласно GFK. Другая особенность спроса в кризисный период – изменился микс покупаемых продуктов. Кто-то из покупателей переключился на лоу-энд модели. Многие стали внимательнее подходить к стоимости владения устройством: при наличии выгодного ценового предложения люди готовы отдать больше за сам принтер (скажем, 8-10 тысяч рублей вместо 3-4 тыс) ради дальнейшей экономии на расходных материалах.
Прогноз на будущее: каким будет 2016 год? Какие изменения нас ждут?
Прогнозы сейчас давать сложно. Думаю, любой бизнес сейчас держит в уме как минимум три сценария: умеренно позитивный, умеренно негативный и шоковый. Если говорить про первые два сценария, мы в HP исходим из того, что рублевая масса, которую население (как домашние пользователи, так и бизнес-заказчики) готово потратить на принтеры, останется в 2016 году неизменной. Какое количество устройств будет куплено на эти рубли, зависит от цены. Цена, в свою очередь, будет зависеть от того, как быстро производители отыграют уже случившееся падение рубля, и от того, будут ли новые резкие скачки курса.