Спасение генофонда планеты – дело, конечно, нужное. Но как быть со знаниями, накопленными человечеством? Следует ли их спасать тоже, и если да, то какие именно знания? Священные книги? Учебники? «Золотую рамку»?
Еще недавно казалось, что проблема решена. На крохотный, с мизинец ребёнка, носитель, можно уместить тысячи и тысячи книг, а если без картинок, так и миллион. И этими носителями можно набить хоть сундучок, хоть трюм. Учёные трактаты, чертежи парусников и межпланетных станций, художественную литературу, живопись, кинофильмы, музыкальные произведения, да что угодно можно упаковать и погрузить на новый, второй ковчег. Но каждодневный опыт подсказывает, что современные носители годятся только для современности. А за пределами её, вчера и завтра, они выглядят хрупкими и уязвимыми. Выбросит ковчег на дикарский остров, где нет ни электричества, ни компьютеров, вообще ничего нет, кроме деревьев и людоедов, и где в течение ста поколений потомкам Ноя будет не до музыки и кинофильмов – много ли проку в хитроумных носителях? Собственно, и плыть-то никуда не обязательно, дикарским островом может обернуться любой город, любая страна и Земля в целом.
Конечно, учёные люди говорят о неумолимой поступи прогресса, о том, что завтра мы будем знать и уметь еще больше, чем вчера. Но мало ли о чём говорят учёные люди на жаловании! Совсем недавно они были уверены в неизбежной победе коммунизма во всем мире, а сейчас либо стыдливо помалкивают, либо делают вид, будто вовсе не имеют к тем научным трудам никакого отношения. Что любопытно, ни один доктор наук не вернул свой диплом, ни один академик не выбросил на помойку академическую шапочку. Ну да, не все науки – общественные, некоторые даже считают, что общественные науки и вовсе не науки, а лишь агитация и пропаганда. А то, что и физики, и химики в рамках кандидатского минимума в обязательном порядке держали экзамен по марксистско-ленинской философии, то это превратность судьбы, дань условиям, способ показать лояльность. Время-де такое было. А мы что, мы всегда готовы. Велят физикам и химикам сдавать Закон Божий, будут и Закон Божий сдавать. Но это так, реплика в сторону.
Итак, вообразим, что информационное общество поразил новый потоп. Серия таинственных вспышек на Солнце породила всепроникающий ЭМИ. Или Земля попала в необычный метеорный поток. Или таинственный луч, направленный с далекой звезды, провел в солнечной системе генеральную уборку. Всё электрическое, а с ним и всё цифровое хозяйство планеты пришло в полную негодность. Дата-центры? Забудьте. Банковские карточки? Уже смешно. Е-книги, смартфоны, планшетники – наплевать и забыть.
И если даже природные феномены подобного рода в дикой природе отсутствуют, то неоспоримо есть враги. А враг, он на то и враг, чтобы вредить и портить. Сбросят на нас инфобомбы, мы на них сбросим инфобомбы. Все вместе бросаем инфобомбы на третьи страны – чтобы не было победителей. За информационной войной последуют войны ядерные, за ядерными – войны пороха, за войнами пороха – войны меча и арбалета, а там и до дубинок недалеко. В таком вот порядке.
Потому в преддверии информационной войны (не путать с войной агитпропа) стоит, пожалуй, построить ковчег знаний. Пусть будут высокотехнологичные носители, пусть. Авось где-то да уцелеет и генератор, и компьютер, и человек. Но нужны и носители, уже доказавшие, что способны выдержать сотни лет тёмных веков. Книги? Непременно книги. Но тут уж необходим строгий отбор. На сайте «проза.ру» сейчас около четверти миллиона писателей, пустить всех в ковчег? Ага, сейчас. Тут не в деньгах дело, каждый из них с радостью самоиздастся, но размеры ковчега ограничены. Ну, сотни книг. Даже тысячи. Но никак не миллионы.
Со священными книгами ясно. В ковчеге образца тысяча девятьсот пятидесятом это были собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В ковчеге восьмидесятого года Сталину места не нашлось, но положили несколько томиков в зеленой суперобложке, «Ленинским курсом» дорогого Леонида Ильича. Какие перемены будут сейчас, гадать не стану. Нынешние книгами нас не балуют. Уж не знаю почему, но не балуют. Строю предположения, но цена тем предположениям невелика.
Учебники – да. Учебники обязательно. Пособия по выживанию: как добыть огонь, как развести костёр, как поймать крысу. Отдельный раздел – охота на человека, и, соответственно, как уберечься от человека. Устройство деревенской кузни. Роем колодец сами. Восемь признаков моровых поветрий. Самопомощь при ранениях и переломах. Рожаем дома. Съедобные растения среднерусской полосы.
А изящная словесность? Ой, вряд ли. То есть Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого положить-то положат, деньги, отпущенные на специальное издание, освоят, но мне кажется, что в пещерах будет не до Пушкина. Разве что костёр развести, но уже второе поколение выживших останется без великой русской классики. Вообще без беллетристики.
Опять же бумага не самый надёжный носитель. Даже самая лучшая бумага всё-таки горит в огне и размокает в воде, а то и просто теряется, тому пример Александрийская библиотека и библиотека Ивана Грозного.
Камни прочнее бумаги. Долговечнее. Но на камне многого не напишешь. Только самое необходимое.
И вот тут вопрос вопросов: что есть самое необходимое? Те, кто определяет бюджет, пожалуй, предложат высечь в камне «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиберия», для них лучшего поступка и придумать трудно, но много ли проку будет от этого потомкам, кто его вспомнит, Тиберия, лет через десять после смерти императора? А вспомнят, так лучше бы и не вспоминали: придёт другой император, Тиберия из мавзолея выбросит, а камень повелит разбить и замостить им дорогу в светлое прошлое.
Высечь в камне мысли мудрецов, полагая их концентратом культуры? Так они, мудрецы, как раз восславить Тиберия и норовят. Мысли мудрецов прежних эпох? Будто тогда тиберии не водились. Тиберии всегда водились. Хотя если взять мудрецов гонимых, мудрецов не на жаловании, есть вероятность найти более пригодные для выживания мудрости, нежели восхваление тибериев. Хотя в каждой пещере, верно, будет свой тиберий, и потому хвалить тибериев будет лучшей линией поведения. Тут другое интересно: стоит ли воспроизводить мудрость, если она привела к потопу?
Не лучше ли покрыть камень загадочными каракулями, пусть потомки в каракулях сами отыскивают то, что ищут? «Слава Тиберию», как без этого, но ещё «Е равно эм це квадрат», «товар-деньги-товар», «мойте руки перед едой», а напоследок «уходя, гасите свет».