В конце лета 2016 года в Москве в торгово-развлекательном центре «Океания» на Кутузовском проспекте открывается большой кинотеатр IMAX® сети «Формула кино», в котором впервые в России используется новая технология лазерного проецирования IMAX. В преддверии этого события мы встретились со старшим вице-президентом IMAX® по развитию бизнеса в России, СНГ, Индии и странах Ближнего Востока Джоном Шрайнером и расспросили его о современных технологиях IMAX®, о кинотеатрах будущего и о многом другом.
Глава российского представительства компании IMAX — Джон Шрайнер (фото: Компьютерра)— Первый вопрос общего характера: какие черты отличают кинотеатры IMAX?
— Когда мы говорим о разнице между обычными кинотеатрами и IMAX, мы обычно называем около десяти отличий. Начнём с контента: у нас он значительно более высокого качества. Те же самые фильмы, что идут в любых кинотеатрах, у нас улучшены цифровым способом: каждый кадр прогоняется через специальное оборудование, повышается его яркость, чёткость. Такая версия фильма сделана не на студии, а именно нашими специалистами по технологии цифрового ремастеринга DMR. Плюс мы улучшаем качество звуковых дорожек для воспроизведения на мощнейших в мире — это доказано — аудиосистемах наших кинотеатров.
Дальше — это запатентованная геометрия зала, по которой проектируются все наши кинотеатры. Благодаря ей зритель максимально вовлекается в происходящее на экране. Сам же экран оснащен специальным покрытием, имеет особую изогнутую форму и расположен ближе к зрителям.
В проекционной установлены два проектора со встроенной маленькой камерой, направленной в зал. Она постоянно считывает с экрана информацию о том, всё ли в порядке и не нужно ли внести какие-то коррективы. Таким образом, мы настолько озабочены качеством, что ежедневно делаем калибровку всей системы, всего зала.
Наконец, все наши проекторы снабжены системой управления, которая через интернет подключена к нашему головному офису в Канаде. Все залы IMAX® по всему миру входят в единую систему, позволяющую централизованно устранять проблемы в любом из них.
— А если что-то случится с самой централизованной системой?
— Это часть техподдержки, которую мы оказываем партнёрам по всему миру. Система защищена брандмауэром и прочими средствами, поскольку это вопрос не только качества, но и безопасности.
— Хотелось бы подробнее узнать о технологии цифрового ремастеринга DMR.
— Сейчас мы используем систему IMAX® DMR второго поколения. Первое появилось в 2003 году, нынешнее — примерно в 2010. Совсем скоро будет введено в эксплуатацию третье поколение. Суть системы цифрового ремастеринга сводится к тому, что фильм покадрово прогоняется через «сканер» очень высокого разрешения, после чего устраняются дефекты, которые есть на любой плёнке – например, зернистость или недостаточная яркость. Конечная цель — устранить все огрехи изображения и сделать его максимально чётким и ярким.
— Что имеется в виду под «сканером»?
— Раньше студии присылали финальные копии на плёнке, и каждый кадр оцифровывался на плёночном сканере с высоким разрешением, что занимало очень много времени. Сегодня многие фильмы поступают к нам уже в цифровом формате и затем пересылаются из нашего офиса в Лос-Анжелесе в канадскую студию цифрового рендеринга. Процесс во многом похож на аналоговый: мы до сих пор работаем над каждым кадром — делаем их более чёткими, настраиваем яркость, цветопередачу. Принципы работы с аналоговыми и цифровыми копиями аналогичны.
— Процесс обработки происходит только в Канаде?
— Да. У нас несколько ключевых офисов по всему миру, один из которых в Канаде. Офис в Нью-Йорке предназначен для работы с Нью-Йоркской фондовой биржей, офис в Лос-Анджелесе занимается контактами с Голливудом. В свою очередь, все специалисты по цифровому ремастерингу работают в Канаде. Исторически сложилось так, что мы получаем фильмы в Лос-Анджелесе, а обрабатываем их в Канаде.
— Не планируется ли в будущем расширение сети офисов обработки контента, ведь логично предположить, что, например, если среди российских киностудий будет популярен формат IMAX®, то делать цифровой ремастеринг в российском офисе получится быстрее? Или, к примеру, в любой другой стране?
— Проблема с открытием других офисов заключается в том, что для Голливуда и других производителей фильмов главное — безопасность. Студии довольны тем уровнем безопасности, который есть у нас, но если мы им скажем, что будем отправлять фильмы в наш офис в Индии, то определённо возникнет некоторая нервозность.
— «Сталинград» Фёдора Бондарчука, вышедший на экраны в 2013 году, стал первым российским фильмом в формате IMAX, но при этом для съёмки не использовались кинокамеры IMAX®. Может быть, тогда для полноценного эффекта IMAX® достаточно фирменной технологии цифрового ремастеринга DMR?
— Это очень сложный вопрос. Начнём со «Сталинграда». Фёдор Бондарчук сразу снял свой фильм полностью в 3D, что верите или нет, всё реже случается в Голливуде. Как следствие, результат получился фантастическим. Когда цифровые файлы были переданы в IMAX, мы обработали их с помощью наших технологий, и получили впечатляющий результат.
Что касается IMAX-камер, то это разработанные нами плёночные и недавно анонсированные цифровые кинокамеры. Они очень дороги в использовании, но способны записать значительно больше информации, чем обычные — это касается как плёночного, так и цифрового варианта. Суть в глубине, в количестве информации. Например, одна и та же песня, записанная с битрейтом 128 кбит/с или 256 кбит/с, звучит по-разному. Та же история и с камерами: когда вы используете больше информации, картинка выглядит иначе.
Другая особенность использования IMAX-камер состоит в художественном эффекте, которые они создают. К примеру, когда Кристофер Нолан снимал «Интерстеллар» и «Тёмный рыцарь: возрождение легенды», он поставил отдельные сцены с увеличенным форматом кадра, создающие для зрителя максимальный эффект погружения. Если вы пойдёте в обычный кинотеатр, то в большинстве случаев будете издалека смотреть на обычный широкий экран с чёрными полями, а в случае с IMAX картинка полностью «разворачивается» вокруг вас.
Фёдор Бондарчук снял фильм «Сталинград» полностью в 3D— Можно ли сказать, что применение технологии DMR не позволяет в полной мере добиться того же эффекта, как при съёмке камерой IMAX?
— Эффект почти настолько же хорош, но использование IMAX-камер всегда даёт наилучший результат. Если вы смотрели «Звездные войны» в залах IMAX, то в этом фильме камеры IMAX использовались в начальных сценах, где герои летят над пустыней, и там особенно заметно, как расширяется картинка.
— А есть ли фильмы, полностью снятые на камеры IMAX?
— Пока нет, но скоро должен выйти фильм «Мстители: Война бесконечности», полностью снятый на новые цифровые IMAX-камеры, которые были разработаны совместно с немецкой компанией ARRI.
— Следующий мой вопрос всё-таки о плёнке. Не секрет, что с развитием цифровых технологий многие стали отказываться от плёнки. Поясните, пожалуйста, имеет ли плёнка IMAX преимущества перед цифрой или всё это в прошлом?
— Думаю, что плёнка в целом уходит в прошлое — просто потому, что в цифровой среде работать намного проще. Но она всё ещё используется. У нас есть подразделение, занимающееся конструированием кинокамер, и плёночные камеры всё ещё востребованы продюсерами и режиссёрами. Так, они использовались в «Звёздных войнах», «Бэтмене против Супермена», «Интерстелларе». Но, повторю, плёночные камеры обходятся очень дорого и отнимают массу времени. Они великолепны с художественной точки зрения, но перед студиями все чаще встаёт вопрос: использовать ли плёночные камеры, работа с которыми стоит дорого и занимает больше времени, либо взять на вооружение «цифру», с которая дешевле и быстрее. Отмечу, что такие именитые режиссёры, как Джей Джей Абрамс, Зак Снайдер и Кристофер Нолан, всё же предпочитают плёночные камеры.
Я считаю, что с точки зрения качества плёнка IMAX® сегодня всё ещё остаётся своего рода «золотым стандартом», это неотъемлемая часть индустрии. Наша новая лазерная технология проецирования при этом обеспечивает такой же уровень контрастности, как и плёночные проекторы IMAX.
Катушка для пленки стандарта IMAX (фото: Компьютерра)— Что даёт использование широкой 70-мм плёнки IMAX обычному зрителю, кроме высочайшей детальности?
— Плёнка IMAX непохожа на обычную 35-мм киноплёнку: у неё большие квадратные кадры, что позволяет запечатлеть больше информации, ведь на неё попадает больше света. При демонстрации в кинотеатре вы тоже получаете больше информации, больше яркости, больше чёткости, правильную перспективу. Кадр плёнки IMAX в десять раз больше кадра 35-мм плёнки. Важно отметить, что большинство плёночных кинотеатров IMAX по всему миру, особенно крупных, планомерно переводятся на нашу новую лазерную технологию, а небольшие залы переходят на «цифру».
— Как происходит такой переход? Некоторые фильмы существуют только на плёнке — разве лазерный проектор тоже способен воспроизводить плёнку?
— Конечно, нет. Любые старые фильмы на плёнке можно сконвертировать в файлы для лазерной технологии. Любопытно, что плёнка сама по себе — великолепный носитель. Парадокс: цифровые файлы могут со временем портиться, а киноплёнка в правильных условиях сохраняется намного дольше.
— Большие экраны кинотеатров IMAX предполагают увеличенную световую отдачу. За счёт чего она достигается?
— Во-первых, мы всегда используем два проектора, вне зависимости от размера экрана. Система управления, устанавливаемая в один из проекторов, определяет, сколько нужно света, чтобы спроецировать изображение нужного качества. В комбинации с этим покрытие экрана специальной серебряной краской — одной из самых передовых в индустрии — обеспечивает необходимую световую отдачу.
В кинотеатрах IMAX всегда используется два проектора (фото: Компьютерра)— Хотелось бы подробнее поговорить про звук. Мы знаем про расширенный частотный диапазон, каковы другие особенности аудиосистем кинотеатров IMAX. Что представляет собой запатентованная 6-канальная звуковая система Proportional Point Source?
— Поскольку мы сами проектируем все кинотеатры IMAX и знаем геометрию всех наших залов, мы имеем возможность микшировать звуковые файлы, получаемые из студий, учитывая особенности IMAX-кинотеатров. У нас нет звуковых колонок на боковых стенах — только по задним углам и за экраном. При установке оборудования мы выравниваем расположение его компонентов при помощи лазера.
— Каким образом?
— В процессе настройки специалист встаёт с пультом посередине зала, надевает наушники и регулирует направление и громкость всех колонок так, чтобы в любой точке зала система звучала безупречно. Во всех акустических системах — в задних и в тех, что за экраном — есть микрофоны и системы слежения, позволяющие оперативно узнать обо всех сбоях и проблемах.
— Отличается ли оформление зала, расстановка аудиосистем и какие-то другие параметры в плёночных и цифровых кинотеатрах IMAX или это не имеет значения?
— Нет, ничем не отличается.
— Может ли обычный цифровой кинотеатр быть переоборудован под IMAX® Digital и что для этого нужно?
— В Москве множество кинозалов, включая IMAX® Sapphire в Афимоле, были построены специально для IMAX. Один из примеров переоборудования обычного кинотеатра под IMAX — это «Каро 11 Октябрь» на Новом Арбате. В нём уже присутствовало множество элементов, пригодных для использования в IMAX. Например, уже имелась крутая гребёнка, но при этом экран находился слишком далеко от зрителей, и в зале отсутствовала акустическая система IMAX. Мы просто установили экран, акустическую систему, проекторы IMAX — это помещение оказалось довольно простым в работе.
— Были ли случаи, когда обычные залы просто приобретали из третьих рук проекторы IMAX и крутили фильмы, но зрители при этом не ощущали того уровня погружения, который обеспечивает IMAX?
— Я не помню таких, но уверен, что они были.
— Сколько в среднем стоит переоборудовать обычный зал под стандарты IMAX®?
— Если не считать стоимости оборудования IMAX®, цена сильно зависит от соглашения с кинопрокатчиком. Когда мы обсуждаем с клиентом переоборудование зала, то, как правило, отказываемся от вариантов, требующих радикальных доработок. Например, когда нужно не просто поднимать уровень потолка, но и всю крышу. Сложно сказать точно, сколько это может стоить, но мы работаем над тем, чтобы цена проекта не была заоблачной.
— Говоря о геометрии залов, существуют ли какие-то обязательные стандартные параметры — например, ширина и высота экрана, расстояние до первого или последнего ряда?
— Безусловно. Главный параметр — это ширина. Мне не очень нравится работать с проектами, где ширина экрана меньше двадцати метров. Второй параметр — достаточная высота, чтобы экран был пропорционален. Если зал удовлетворяет этим двум параметрам, то со всеми остальными можно работать.
— Значит, самый маленький кинозал IMAX должен иметь экран шириной 20 метров?
— Сейчас мы находимся, наверное, в одном из самых маленьких залов IMAX — IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл: размеры экрана здесь составляют примерно 16 х 9 метров, и это мой любимый проект. В нём 78 мест, чего нет нигде в мире, при этом полностью соблюдены все требования геометрии.
IMAX Sapphire в ТРЦ Афимолл— Нет ли прямой связи: больше экран — лучше картинка? Или это неважно?
— Всё зависит от геометрии зала. Что мне нравится в этом зале — это камерность, он даёт очень сильные впечатления от просмотра фильмов. В прошлом году я смотрел здесь «Безумного Макса» и чуть не заработал сердечный приступ. Чтобы посмотреть «Звездные войны» на действительно большом экране, я отправился в Лондон, и я не берусь сказать, что лучше.
— А где находится самый большой в мире кинозал IMAX®?
— В Сиднее, Австралия. Ширина экрана около 35 метров, высота — 20 метров. В ближайшее время мы открываем большой кинотеатр IMAX в Москве на Кутузовском проспекте, и там ширина экрана составит 27 метров. В этом зале впервые в России будет установлена наша лазерная система проецирования.
— Расскажите подробнее о лазерной системе IMAX® — что это за система, чем она отличается от прочих?
— В целом, лазерная технология позволяет получить больше света на экране, а значит, и картинку большего размера. Кроме того, лазерная система проецирования позволяет демонстрировать больше цветовых оттенков и обеспечивает большую контрастность.
В среднем, обычная цифровая система проецирования обеспечивает контрастность 1000:1, цифровая система IMAX® — около 2500:1, а лазерная система — свыше 10000:1. Разница бросается в глаза.
Что касается контента, то для лазерной системы проецирования необходимо готовить специальные цифровые файлы с расширенной цветовой палитрой, повышенной яркостью — здесь на этапе постпрошакшн решается намного больше задач, чем в случае с файлами для обычных цифровых проекционных систем.
— Это уникальная технология IMAX или её аналоги существуют и у других компаний?
— Не только IMAX производит лазерные проекторы. Принципиальное отличие в том, что в проекторах других производителей используется традиционная цифровая технология, а лазер применяется исключительно в качестве источника света. Мы же полностью переработали конструкцию проектора, максимально задействовав все преимущества лазеров.
— В заключение вопрос о том, каким вы видите кинотеатр будущего через пять-десять лет: какие новые технологии там появятся, а какие, напротив, уйдут в прошлое? Возможно, 3D останется в прошлом?
— Полагаю, что 3D всё-таки не уйдёт. Примерно через 10 лет, не раньше, большинство проекционных систем будет использовать те или иные типы лазерных технологий. Кинозалы станут более комфортными — в них появятся более удобные кресла, приятная атмосфера.
Появятся также кинотеатры с несколькими залами для разных групп населения. Например, я бывал в кинотеатре, предназначенном специально для детей. Там залы оборудованы игровыми комнатами, горками. В целом, кинотеатры будут приближаться по комфорту к домашней обстановке.
— И, наконец, позвольте личный вопрос. Какой ваш любимый фильм в формате IMAX?
— Большинство фильмов Кристофера Нолана. Нолан — большой поклонник IMAX, он как никто понимает эту технологию. Мне нравится «Интерстеллар», «Темный рыцарь». Люблю также «Гравитацию», «Полярный экспресс», потрясающий 45-минутный документальный фильм «Космическая станция», снятый 3D-камерами в открытом космосе. Получается, что преимущественно мне нравится либо Кристофер Нолан, либо фильмы про космос (смеётся).