На исходе прошлой недели Yahoo! под управлением великой Мариссы Майер объявила о покупке Evntlive — только-только зародившегося калифорнийского онлайн-проекта, обещавшего произвести революцию в музыкальном мире. Теперь революция, похоже, отменяется либо по меньшей мере откладывается на неопределённое время: по доброй традиции Yahoo!, все поглощаемые прожорливым гигантом компании прекращают существование, а их сотрудники вливаются дружными рядами в штат Мариссы Майер для последующей «работы над проектами Yahoo!»
Насколько метод «катка» (машины для утрамбовки асфальта, а не площадки для художественного скольжения на льду) оправдан для Evntlive, предложившей миру уникальнейший сервис, а теперь вынужденной свернуть работу и раствориться в недрах Yahoo Screen / Yahoo Video / Yahoo TV / Yahoo Music, покажет время, хотя у меня возникают сомнения в целесообразности именно такого способа поглощения. Ведь Evntlive — это всего лишь небольшая группка энтузиастов, объединённая Джуди Эстрин, Дэвидом Каррико и братьями Алексом и Джонатаном Бекманами вокруг гениальной идеи. Полагаю, что главная ценность Evntlive — это как раз гениальная идея, а не гениальные рабочие кадры.
Впрочем, моя искренняя вера в гениальность восхитительной Мариссы подсказывает: решение для идеи Evntlive у Yahoo! непременно найдётся. А если так, то можно с радостью констатировать: самый большой гвоздь в гроб традиционной музыкальной индустрии (или лучше — «деревянный кол в грудь»?), застращавшей мир патентным троллингом, будет таки вбит.
Для того чтобы понять важность проекта Evntlive для будущего современной музыки, нужно вернуться на полгода назад и посмотреть на непосредственные достижения калифорнийского стартапа, которые в анонсе туманно определены как «трансляции в реальном времени сотен выступлений удивительных музыкантов на фестивалях».
Evntlive родилась под счастливой звездой. Компанию учредили в конце 2011 года, а уже в апреле 2013-го начались первые трансляции в режиме бета. Столь стремительное восхождение обязано трём обстоятельствам: во-первых, удалось с ходу заполучить весьма приличное стартовое инвестирование — $2,3 млн выделила группа инвесторов под эгидой легендарного Винта Серфа («отец интернета», один из разработчиков стека протоколов TCP/IP, лауреат премии Тьюринга); во-вторых, востребованность сервиса, предложенного Evntlive, была колоссальной; в-третьих, идея, лежащая в основе проекта, пришлась по душе многим музыкантам — причём с мировым именем, — которые с энтузиазмом поддержали начинание личным участием.
Общество давно созрело для альтернативных каналов трансляции музыкальных мероприятий, однако их развитие энергично душилось копирастической мафией. В основе идеи Evntlive лежит простое и понятное желание — предоставить миллионам поклонников современной музыки возможность принять участие в концертах любимых исполнителей, на которых они не могут присутствовать по самым разным обстоятельств: от невозможности достать билеты до капризов географии (сложно присутствовать на концерте, который даётся за 6 тысяч километров от места жительства) и банальной нестыковки по времени.
Идея Evntlive заключается в том, что подписчики клубных услуг получают доступ к двум формам музыкальных развлечений — music-on-demand (что означает заказ просмотра любого концерта, уже состоявшегося в прошлом, — то есть услугу, аналогичную тому, что предлагает Netflix в области художественного кино) и участие в прямых трансляциях музыкальных событий в режиме реального времени.
Подлинная инновация, как вы понимаете, кроется во втором типе услуг. Здесь, однако, нужно сделать важную оговорку: Evntlive отнюдь не является изобретателем музыкальных концертов live-streaming. Нечто подобное уже довольно долго предлагают многие музыкальные фестивали, в том числе и высшей категории — вроде Bonnaroo и Coachella. Скажем, в июне 2012 года Bonnaroo организовала в YouTube (канал Bonnaroo365) прямую трансляцию выступлений Radiohead, Red Hot Chilli Peppers, the Violators и Phish. Летом 2013 прошли в прямом эфире выдержки с рок- и соул-фестиваля SuperJam 2013.
Согласитесь, не последние имена в хорошей музыке. Не отстаёт от Bonnaroo и Coachella, самый популярный музыкальный фестиваль в Калифорнии, на канале которого весной 2013 года появились выдержки из выступлений Radiohead, Dr. Dre и сильно мною любимых The Black Keys.
Есть, однако, принципиальная разница между спорадическими трансляциями музыкальных мероприятий, налаженными самими организаторами, и концепцией, предложенной и успешно реализованной в 2013 году Evntlive. Во-первых, Evntlive позиционировала себя как централизованная эфирная площадка, на которой подписчики могли выбирать из десятков трансляций в прямом эфире, проводимых чуть ли не ежедневно. Во-вторых, кроме веб-кастов, любители музыки получали возможность интерактивного общения как между собой, так и с самими музыкантами (в рамках виртуальных фан-клубов, динамически формируемых вокруг конкретных концертов и выступлений). В-третьих, примечательна бизнес-модель, взятая Evntlive на вооружение: прямой контакт с музыкантами (условно прямой, разумеется, поскольку общение с «творцами» ведётся всегда через их менеджеров и агентов).
О том, насколько успешным стало начинание Evntlive, говорят первые же концерты, подготовленные для прямого эфира. 26 апреля состоялось выступление live-streaming Бон Джови в Сан Хосе в рамках его американского турне. Схема монетизации эфира, на мой взгляд, была подобрана практически идеально: первые 30 минут концерта транслировалось бесплатно. После этого зрителям предлагалось вступить в клуб Backstage with Bon Jovi (за кулисами с Бон Джови) и за более чем скромную плату (эфир одного мероприятия стоит от трёх до одного доллара) не только насладиться самим выступлением в режиме реального времени, но и принять участие в общении с людьми, объединёнными общими музыкальными вкусами и интересами.
По аналогичной схеме организовывались эфиры для Shelby Lynne, Flogging Molly и других моих любимцев — Gogol Bordello. Обратите внимание: имена музыкантов, поддержавших инициативу Evntlive, — если не чистый indie, то либо явная альтернатива, либо откровенный нонконформизм. Объясняется все просто: голимая фанерная «попса» всеми своими конечностями вмонтирована в традиционную музыкальную индустрию, которая для них мамка-папка (поскольку только на миллиардных бюджетах можно раскрутить на весь мир смазливую и безголосую бездарность), но и основной намазыватель маслушка на хлебушко. Чтобы стало совсем уж понятно: Бритни Спирс без копирастической мафии не проживёт и дня, тогда как Google Bordelo никогда не откажется от возможности лишний раз подложить этой мафии свинью.
Короче говоря, Evntlive создала и запустила роскошный и прогрессивный проект, однако уже через полгода пришла Yahoo! с предложением, от которого Джуди Эстрин не смогла удержаться. Здесь необходимо сделать ещё одну важную оговорку: госпожа Эстрин не является музыкальным фанатом или подвижником. Борцом с международной копирастией она тоже не является. Джуди — профессиональный антрепренёр, специализирующийся на team-building, создании деловых команд. Пройдя школу корпоративного строительства в таких гигантах, как Walt Disney, FedEx и Sun Microsystems, Джуди Эстрин подалась на вольные хлеба.
Evntlive в карьере Эстрин — уже восьмая компания, созданная с нуля и успешно раскрученная в кратчайшие сроки. Своим успехом Evntlive обязана, разумеется, не только предпринимательским талантам Джуди, но и её связям: с Винтом Серфом она познакомилась ещё в годы своего обучения в Стэнфордском университете.
Идея Evntlive целиком и полностью принадлежит Дэвиду Каррико, большому фанату музыки и по совместительству сыну Джуди Эстрин. Дэвиду сильно повезло, что у него есть такая талантливая мама, связанная к тому же дружбой со столь великим человеком, как Синт Серф.
Одним словом, вышло то, что вышло: Дэвид Каррико положил в общак гениальную идею, Джуди Эстрин запустила бизнес-машину, братья Бекман наладили делопроизводство и обеспечили нужные музыкальные связи. Из идеального симбиоза родился блестящий проект, который спустя всего 6 месяцев после запуска купила (надо понимать — за очень серьёзные деньги) Марисса Майер.
Всё мне в этой истории нравится, и я даже готов порадоваться за укрепление материального положения семьи Эстрин — Каррико, однако не покидает тревога о будущем самого проекта Evntlive: похоронит ли его Марисса Майер в корпоративной рутине Yahoo! или, напротив, выведет на ещё более серьёзный уровень? От её воли и провидения теперь зависит не только комфорт любителей музыки, но и будущее музыкальной индустрии.