Игровые приставки стоят на краю пропасти. У них ещё достаточно поклонников, чтобы оплатить разработку эксклюзивных игрушек, но места для манёвра всё меньше. Их давят компьютеры, ставшие мощными и дешёвыми настолько, что оправдали даже превращение самих приставок в подобие ПК. (Вспомните, из чего составлены Xbox One и PS4!) Их душат вездесущие мобильные устройства — с казуальным контентом, современные, нетребовательные, на любой вкус и кошелёк. Есть под игровым солнцем и четвёртая сила, занявшая и агрессивно расширяющая свой плацдарм, — Valve Corporation, бывшая Valve Software. Вы знаете её как компанию, в которой нет начальников, и как создателя Steam — оригинальной платформы для дистрибуции (не только игрового!) софта. По размаху и статусу Steam уже сопоставима с игровыми империями Microsoft и Sony, а сейчас трансформирует своё главное детище в самостоятельную, обособленную операционную систему и аппаратный продукт.
SteamOS 1.0 Alchemist, увидевшая свет в минувшую пятницу, — это «операционная система для телевизора и гостиной», основанная на ядре Linux. Поставив эту ОС на свой компьютер, вы получаете гарантированный (не в смысле «бесплатный», а в смысле без шаманства) доступ к сотням, а в перспективе и тысячам игр и приложений, распространяемых через Steam. Разработчики Valve не стали строить операционку с нуля, а взяли за базу стабильную версию Debian GNU/Linux — самого или одного из самых популярных линуксовых дистрибутивов. Так что, пусть у SteamOS свой пользовательский интерфейс / рабочий стол, свой репозиторий программного обеспечения, организованный и контролируемый Valve, внутри она остаётся «Линуксом» — и при желании этим легко воспользоваться.
SteamOS 1.0 — ранняя «бета», установка которой не рекомендована для среднестатистического пользователя. Инсталлятор размером в один или три гигабайта (в зависимости от варианта) норовит занять весь винчестер и, при неправильном обращении, может завести неопытного юзера в тупик. Впрочем, тот, кто рискнул поставить новинку, утверждает, что там нет ничего, что смутило бы человека, который хоть раз устанавливал Linux.
Слишком много «линукса» на квадратный сантиметр журнальной площади? В самой Valve тесную связь со свободной ОС считают неоценимым преимуществом. Отчасти потому, что это позволило добиться повышенной производительности (по сравнению с MS Windows), отчасти — потому что SteamOS так же открыта. Многим это, безусловно, поможет: компьютер со SteamOS легко превратить из игрового в развлекательный или даже рабочий, просто доустановив недостающий софт из репозитория Debian (там несколько десятков тысяч программ). Это свойство уже оценил кое-кто из журналистов, столкнувшись с необходимостью сделать видеозапись происходящего на экране. На всякий же случай в SteamOS предусмотрен эталонный образ системы, к которому пользователь всегда сможет откатиться, если вдруг зайдёт с экспериментами слишком далеко.
Сейчас SteamOS доступна только для скачивания с сайта Valve, но примерно с Нового года будет поставляться ещё и предустановленной на Steam Machine — персоналках рекомендованной конфигурации, произведённых Valve или её партнёрами. Три сотни тестовых образцов Steam Machine от Valve уже отправлены случайно выбранным пользователям; заявлена и как минимум одна такая машина сторонним вендором (iBuyPower). Плюс геймер всегда сможет выбрать: купить ли готовую Steam Machine и не возиться с установкой операционки — или собрать её самому, отталкиваясь от озвученных Valve спецификаций (вполне обыкновенных, кстати: 64-разрядный процессор, UEFI-мать; единственная заминка — рекомендована видеокарта nVidia, но поддержка AMD и Intel’овских GPU обещана). Самосборный вариант будет уступать «фирменному» только отсутствием разработанного Valve Steam Machine Controller — новаторского манипулятора с двумя тачпадами и «точной обратной связью» (уже заявлено, впрочем, что его наличие не будет необходимым).
Собранная или купленная, Steam Machine одинаково выигрывает у стандартных игровых консолей вроде PS4 или Xbox One. Аппаратно они весьма схожи (да и чего удивляться: ведь и то, и другое, и третье суть персоналки). Но, во-первых, Steam Machine легко подогнать под имеющийся бюджет: кто-то удовольствуется типичной конфигурацией (дешевле 600 долларов), а кто-то раскошелится на суперсовременные процессор и «видео». Во-вторых, и «фирменную» и домашнюю Steam Machine одинаково легко апгрейдить: архитектура открыта, никаких тайных сюрпризов. Наконец, в-третьих, в наличии полный набор программного обеспечения — вместо «как бы компьютерных» софтверных коллекций вышеупомянутых консолей.
Вместе с тем, если у вас зачесались руки, советую не спешить качать инсталлятор. Ставить SteamOS сейчас по большому счёту нет смысла. Всё то же самое можно получить с гораздо меньшими трудностями, установив стандартный клиент Steam на рабочую персоналку. Тем временем SteamOS доведут до ума — вычистят баги и недоработки (например, научат её инсталлироваться второй системой), включат обещанную функцию «домашнего стриминга» (сейчас из трёх тысяч наименований в Steam линуксоидам доступны только четыре сотни — а стриминг снимет это ограничение, позволив транслировать любую игру с Windows-компьютера) и добавят доступ к медиасервисам.
Вопрос, на который каждый аналитик пытается сейчас дать ответ: изменит ли SteamOS расстановку сил в игровом мире? В смысле — не только оттянет ли аудиторию с приставок, но и качнёт ли стрелку весов в сторону Linux? Valve в этом не сомневается и указывает на очевидные преимущества SteamOS для разработчиков игр: операционка бесплатна для всех (в том числе производителей Steam Machine) и в значительной степени свободна (только сам клиент Steam остаётся проприетарным); пользователи имеют прямой выход на разработчиков, а те, в свою очередь, могут оперативно реагировать на жалобы и предложения, поскольку избавлены от вечных паразитов-посредников (издатель, владелец платформы и т. д.).
Если вопрос кажется вам наивным — мол, где Valve, а где Microsoft или Sony! — рекомендую к Steam присмотреться. Уже сегодня она представлена армией из 65 миллионов пользователей, семь из которых находятся онлайн одновременно. И даже не учитывая, не веря другим интересным доводам (три из каждых четырёх игрушек для PC, продаваемых через интернет, продаются в Steam; совокупный трафик, генерируемый платформой, составляет несколько процентов от общего трафика Глобальной сети), это можно сопоставить с тиражами «настоящих» игровых консолей. Не редкость здесь и именитые разработчики. Так что у SteamOS определённо есть шанс. Есть он, получается, и у Linux.