Растянувшийся на полгода поиск нового гендиректора Microsoft завершён — по крайней мере если верить прогремевшим в пятницу рассказам «осведомлённых лиц». Зовут третьего по счёту CEO Сатья Наделла, и выбором он стал нелёгким, зато безопасным: перебрав более сотни кандидатур (и фактически парализовав на это время работу компании: ведь управленцы среднего звена, говорят, ничего не делают, а только ждут — не зная, какой курс изберёт новый руководитель), майкрософтовские хедхантеры в конце концов остановились на собственном же ветеране. Сейчас идут последние приготовления перед официальным заявлением — и самое время задать вопрос: что он за человек и какой может стать Microsoft под его началом?
Сатья Наделла — 46-летний американец с индийскими корнями и техническим образованием, пришедший в Microsoft в 1992 году после недолгой карьеры в Sun Microsystems. В следующие двадцать с лишним лет он успел поработать на нескольких крупных должностях, но неизменно оставался технарём — трудился ли на серверном, облачном, деловом или поисковом направлении (кстати, это ему нужно сказать спасибо за превращение Windows Live Search в Bing). Сегодня он занимает пост исполнительного вице-президента группы облачных и деловых технологий и считается успешным, неконфликтным, умеренно консервативным руководителем. Среди подчинённых ценится высоко, отчасти благодаря уже упомянутому имиджу инженера, но не в последнюю очередь и из-за своей расположенности к командной работе. Положительно о нём отзываются и сторонние аналитики, уверенные: Сатья знает, что делает. Он умеет строить платформы, у него есть видение перспективы.
Важно, что замена Балмера на Наделлу, скорее всего, будет сопровождаться ещё одной перестановкой в высшем эшелоне. С кандидатурой там, правда, пока не определились, но необходимость её считается бесспорной. Речь о смещении Билла Гейтса с поста председателя совета директоров, на котором он трудится в свободное от благотворительности время. Считается, что Гейтса понизят, переведя с почётной на более «конкретную» должность — и для Билла это отнюдь не будет позорным. Просто если раньше он занимался глобальными стратегическими вопросами, то теперь переключится на более приземлённые вещи, вплоть до непосредственного участия в разработке продуктов.
В должностных хитросплетениях немудрено запутаться (кто скажет, у кого больше власти и чем именно занимаются гендиректор и председатель совета директоров?), но на самом деле картинка рисуется простая. Формировать решения, определяющие курс софтверного гиганта, будет Наделла, тогда как совет директоров и его новый председатель продолжат надзирать за ним, следя, чтобы он не перешёл границы разумного. Вот почему удаление Гейтса так важно: умеренный CEO и новый председатель-радикал смогут мягко изменить корпоративный курс, выведя Microsoft из инновационного застоя, в котором она пребывает последние лет десять. Хороший вариант на роль председателя — 64-летний Джон Томпсон, ветеран IBM и Symantec, занимающий сейчас кресло приходящего директора в совете Microsoft. Считается, что именно его появление в компании привело к формированию атмосферы, заставившей Балмера уступить давлению критиков и согласиться на отставку. Кроме того, именно Томпсон занимается поисками CEO.
Ну а какой станет Microsoft с новыми персонами во главе? Просчитывая варианты, аналитики отталкиваются от предположения, что Наделла — не тот человек, от которого стоит ждать резких, грубых поворотов вроде безоговорочного отказа от персональных компьютеров или выделения игрового подразделения в самостоятельную компанию. Как и Балмер, он считает самым ценным свойством компании способность постоянно обновляться, изобретать себя, находить своё место в изменившихся условиях. Но, в отличие от предшественника, любит и умеет работать коллективно, так что можно ждать отказа от репрессий по отношению к чересчур талантливым коллегам (Балмер поувольнял всех, кто представлял хоть малейшую угрозу его доминированию) и отхода от сомнительной практики оценки сотрудниками друг друга.
Вместе с тем правление Наделлы может быть отмечено весьма радикальными поступками. С точки зрения продуктов и технологий Сатья Наделла — это корпоративные клиенты (две трети доходов компании) плюс облака и подписки. Отличное, хорошо растущее уравнение, не включающее, однако, обывателя. Ни Гейтс, ни Балмер не помышляли либо сопротивлялись отказу от консьюмерских разработок, поскольку считали, что граница между бизнес- и потребительскими технологиями размыта. Но Наделла может стать именно тем человеком, который заставит Microsoft постепенно отказаться от «бытовухи» (всё равно игра на этом направлении компанией проиграна, см. «Забудьте о Microsoft, она проиграла!»).
Скептики, конечно, тоже есть, и главный их аргумент сводится к отсутствию у Наделлы опыта управления компанией такого размера. В прошлом он всегда был лишь главой подразделений. А ведь на посту CEO Microsoft ему предстоит решить сразу несколько беспрецедентно больших задач — включая интеграцию Nokia, противостояние с Google и Apple. Его хвалёные вежливость и коммуникабельность тут вряд ли помогут: ни Джобс, ни Гейтс не были особо коммуникабельными, да им и не нужно было. Человеку на капитанском мостике такого корабля потребны иные навыки. Справится ли Сатья Наделла?
Мучиться неопределённостью, впрочем, осталось недолго. Если верить тому же пятничному слуху, уже на этой неделе мы услышим официальное заявление. Лично мне перспектива замены Балмера Наделлой нравится: если кто и способен вернуть Microsoft ход, то только технарь. В конце концов, технари её и основали!