Сегодня большой день для Веба. 5 февраля 2014 года стартует открытая регистрация имён в частных доменах высшего уровня. Мечта, которую энтузиасты лелеяли с начала «нулевых», которая с таким трудом пробивала дорогу все последние годы, наконец осуществилась: отныне каждую неделю в Сети будут появляться новые доменные зоны — и ещё до конца года карта WWW изменится беспрецедентно. Не упустите шанс, застолбите и себе участок на этих виртуальных территориях!
За подробной предысторией отсылаю вас к колонкам двух–трёхлетней давности (см. «Частные домены высшего уровня (почти) разрешены» и «Кто последний за доменом?»), здесь же опишу её вкратце. Вплоть до настоящего времени Веб состоял (приблизительно) из трёх сотен доменов высшего уровня, иногда именуемых также доменными зонами или TLD (top level domain). Основная их часть «приписана» к нациям и государствам (.RU, .UK, .JP и т.п.), несколько десятков считаются доменами общего назначения («генериками», generic TLD, gTLD) и открыты для всех желающих: .COM, .NET и др. Такая теснота не всем по нраву, но переписать правила, установленные на заре интернета, удалось не сразу. Лишь к 2012 году активисты смогли продавить сопротивление регуляторов и заставить ICANN — главного надзирателя Веба — разрешить регистрацию частных доменных зон. Говоря попросту, почти всякий желающий теперь волен подать заявку на создание собственного домена высшего уровня с произвольным именем — хватило бы денег! Заявка обойдётся почти $200 тысяч, а суммарные расходы на домен прогнозировались в районе одного миллиона долларов.
Но денег хватило у многих. К настоящему моменту в ICANN поданы и находятся в разных стадиях рассмотрения почти две тысячи заявок на частные генерики. И как раз сегодня начинается свободная (в смысле — без дополнительных условий) регистрация имён в первых из них: ,GURU, .BIKE, .SINGLES, .CLOTHING и др. Через неделю распахнут двери .CAMERA, .GALLERY и ещё несколько. Ещё через неделю — .LAND и .TODAY, потом — .SEXY и .TATTOO, и так далее, и так далее. До конца года количество частных генериков многократно превзойдёт число классических TLD.
Но где же шумиха, где ажиотаж, памятные по запуску первых экспериментальных генериков в «нулевые»: .AERO, .BIZ, .XXX? Где нетерпение, царившее, когда открыли для всех желающих зону .SU? Специалисты объясняют безразличие, с которым публика встречает это беспрецедентное событие, просто: Веб вырос и утратил образ уникального изобретения. Для обывателя Веб сегодня — такой же «утюг», как и персональный компьютер. Обывателю давно не интересно, в каком домене размещены его любимые сайты, а скоро, может быть, не будет до этого дела вообще. Поисковые машины и браузеры с адресной строкой, превращённой в строку поиска, сделали веб-навигацию моментальной, интуитивной. Мобильные приложения избавили от необходимости возиться с адресами. И всё-таки… Всё-таки спрос на частные генерики велик! Слишком многие — может быть, ещё по старой памяти — боятся упустить выгодный домен.
Около трети заявок на частные gTLD поданы владельцами торговых марок. Но, как и ожидалось, некоторые игроки скупают генерики оптом. Триста с лишним доменных зон оплатила американо-британская венчурная компания Donuts Inc., сотню — Google (.BLOG, .ANDROID, .HOME, .ZIP, .MOVIE), чуть меньше — Amazon.com. Есть среди новых генериков и кириллические зоны: .РУС, .ОНЛАЙН, .САЙТ, .МОСКВА, .ДЕТИ. Есть генерики российских компаний, записанные латиницей, — например, .YANDEX. Даты старта определены жеребьёвкой, но в общем и целом схема отныне и впредь одна: каждую неделю к виртуальным пространствам Веба будет присоединяться несколько новых частных территорий.
Последствия трудно даже вообразить, не то что перечислить. Легче заживётся предпринимателям: будет проще получить хороший — короткий, осмысленный — URL для своего бизнеса. Тёмные века, когда лучшее, на что можно было рассчитывать, — это неуклюжий набор из полутора десятков символов (средняя длина имени в зоне .COM составляет 14 знаков!), канут в Лету. И кто знает, не вернёт ли это моду на нормальные имена для компаний? Ведь они более не будут вынуждены плясать от неудобного WWW-адреса. А ещё с ног на голову (а точнее — с головы на ноги) перевернётся логика формирования веб-адресов: вместо противных здравому смыслу комбинаций типа maps.google.com или google.com/maps можно будет набрать естественное maps.google — и попасть куда ожидали. И, конечно, ориентироваться в такой Сети, где адреса говорят за себя сами, обывателю будет проще: сайт fun.kids явно безопасней для ребёнка, чем, к примеру, fun.xxx или даже fun.com. Следить за порядком на территории своего генерика, естественно, станет его владелец, и больше того: он будет в этом заинтересован.
Потому что сбудется хотя бы половина описанного выше — и частные генерики обернутся для владельцев золотым дном! Ведь хозяева новых доменных зон сами решают, сколько просить за имена второго уровня. И пусть четверть от продаж отдаётся ICANN, схема всё равно выглядит чертовски привлекательной. Скажем, за адрес в домене .GURU просят $40 в год, а вот адрес в .LUXURY обойдётся уже в $800. И спрос вроде бы гарантированный. Например, сотни тысяч сайтов содержат в своих именах словечко «online», так почему бы им не сократить своё имя и не сделать его более осмысленным, переместившись в соответствующий частный домен? Однако это теория. В действительности не ясно, насколько оправданы ожидания насчёт потребности в новых gTLD. И какие проблемы их появление может принести.
Частные генерики могут повторить печальную участь экспериментальных gTLD, запущенных в «нулевые». Возьмите .BIZ или .XXX. Логика подсказывает, что покупатели должны выдавливать окна, ломясь за именами в этих доменах. По факту же там зарегистрировано три миллиона адресов на двоих, да и те по большей части киберсквоттерами и разного рода мошенниками (наживающимися на схожести нового адреса с адресами популярных ресурсов в домене .COM и др.). Стартующие сейчас частные генерики имеют все шансы превратиться в такую же помойку. Способов надёжно защитить владельцев торговых марок в новых gTLD так и не предложено; ICANN предлагает лишь платную услугу оповещения о том, что кто-то подал заявку на регистрацию адреса, дублирующего ваш бренд.
Но не исключено, что обернётся и хуже: интереса к частным генерикам может не обнаружиться вовсе. Веб-предприниматели не захотят переезжать из перенаселённого .COM (привычка сильна!), мошенники сочтут их не заслуживающими внимания, а рядовые сетяне всё чаще пользуются Сетью с мобильных устройств, где адреса и браузер не нужны, — и не сегодня завтра полностью пересядут на мобильные приложения.
Так или иначе, эксперимент начался. Первые итоги можно будет подвести уже к лету.