За два года непрерывно падающих продаж ПК мы навидались всякого. Но пришедшее на днях известие из Японии всё равно стоит особняком: PC-бизнес покидает Sony. Тот чуть ли не единственный крупный игрок лагеря Wintel, который, казалось, только и должен был выстоять в условиях, когда персональный компьютер превратился в предмет обихода, ещё одну бытовую железку.
Суть сообщения, озвученного Казуо Хираи (у руля компании уже два года), укладывается буквально в одно предложение. Sony уволит примерно каждого тридцатого сотрудника (пять тысяч человек и четвёртое масштабное сокращение штата за последние десять лет), выделит в самостоятельную компанию производство телевизоров (ход, не имеющий особого смысла, — если только это не подготовка к полной продаже, что, как ожидается, и случится в ближайшие годы) и, наконец, продаст производство персоналок. Бренд VAIO почти полностью (Sony сохранит в нём символический 5-процентный интерес) достанется японской конторе Japan Industrial Partners Inc. — своего рода ломбарду, скупающему по дешёвке ставшие лишними подразделения электронных гигантов.
JIP не намерена закрывать производство, но ограничится японским рынком, так что для поклонников VAIO в остальном мире это, можно считать, финал. А для самой Sony, вероятно, не последняя жертва: продолжающаяся масштабная реструктуризация компании может потребовать затянуть пояс ещё туже. Пока же вместо $300 млн прибыли, ожидавшейся по итогам текущего финансового года (окончание в марте), компания планирует потерять более одного миллиарда долларов США. И завершить пятый год из шести последних с чистым убытком.
Биржа приняла новость спокойно и даже благожелательно: акции Sony дёрнулись вверх, что редкость в последние полгода. Впрочем, вряд ли это стоит считать одобрением: скорее обычная фиксация прибыли, ведь о переживаемых компанией трудностях знали все. С другой стороны, выстроенная Хираи новая модель выглядит если не более жизнеспособной, то по крайней мере более адекватной реалиям дня: Sony намерена сосредоточиться на мобильных устройствах (планшетках и смартфонах; по продажам последних она третья в мире), играх (PS4 стартовала сравнительно хорошо) и фотосенсорах. Но почему же не выгорела затея с персоналками?
Sony в компьютерном деле не новичок. Компания собирала персоналки для Японии в 80-х годах, потом оставила этот бизнес, но вернулась в него во второй половине 90-х с концепцией новаторской PC. Семейство VAIO (аббревиатура, кстати, расшифровывается как «аудиовизуальный интеллектуальный органайзер») включало главным образом портативные персоналки с радикальными, бросающимися в глаза новшествами. В разное время их отличительной чертой были особый пользовательский интерфейс, необычные дисплеи, корпуса невероятной толщины (точнее, тонщины: ультрабуки до ультрабуков!), внешнее исполнение (цвет и фактура покрытия, в последнее время — гибридная схема с отключаемой клавиатурой). Бренд VAIO стал гордостью Sony и её основным оружием в борьбе с монстрами вроде Apple и Samsung.
Sony играла в высшем ценовом сегменте: компьютеры VAIO всегда в среднем стоили дороже, чем персоналки ведущих PC-вендоров. Но стесняться ей не пристало: пока лагерь Wintel продолжал упрямо выдавать «скучные серые коробки» (так, если помните, называли когда-то IBM PC), VAIO сделали символом стиля, высокой компьютерной моды. Из соперников Apple она ближе всех подобралась к решению этой задачки — превращению компьютера из устройства для вычислений в творческий инструмент и даже образчик искусства. Вспомните, если в «нулевые» вы слышали в компьютерном магазине восхищённое «Хочу вон тот, красненький!», можно было не сомневаться, что имеется в виду очередная модель VAIO. Так что, хоть в общемировом зачёте ПК-производителей Sony шла только десятой, среди вендоров премиальных ноутбуков она входила в тройку лидеров, продавая почти каждое пятое такое устройство.
Но кризис ударил и по ней. В прошлом году Sony пережила «значительный» (её собственное определение) спад продаж персоналок в штучном выражении, а доля рынка, принадлежащая ей, усохла примерно до 2 и 8 процентов соответственно. Тенденция «смерти ПК» затронула всех — и даже Lenovo, говорят, демонстрируя рост в долларовом исчислении, стала продавать меньше в штуках. Но если конкуренты вроде HP и Dell по крайней мере уцепились за деловой сектор, Sony цепляться не за что: она всегда была и остаётся производителем бытовой электроники. Цены падают, спрос слабеет, маржа истончается, перспективы у персоналки туманные — что прикажете делать? Хираи решил резать.
PS4 технически почти не отличается от Xbox One, но обошлась Sony так дорого, что даже если продажи пойдут стабильно, потребуется пара лет, чтобы проект окупился.Главный вопрос теперь: какой станет обновлённая Sony? Ведь, говоря откровенно, мобильные устройства и игрушки — недостаточно прочное основание для такого крупного бренда. Как минимум они не смогут обеспечить устойчивый рост (нет диверсификации), в худшем же случае и эта почва уйдёт из-под ног: смартфоны и планшетки уступят место носимым компьютерам (а-ля Google Glass), а игровые приставки многими уже почитаются ходячими мертвецами.
Поэтому аналитики отстаивают самый радикальный сценарий: Sony может отказаться от производства бытовой электроники вовсе! В марте завершит продажу VAIO, к концу года или в следующем избавится от ТВ, а когда подойдёт срок, точно так же отрежет производство мобильных устройств и игровых консолей. И сосредоточится на выпуске инновационных электронных компонентов собственной разработки, с широким спектром применения. Сегодня Sony — мировой лидер по производству матриц для цифровых фотокамер: обласканные критиками, они работают, например, в каждом «Айфоне». Обывателю это неизвестно, но этого и не требуется. Важно, что это способно спасти компанию, поможет ей пережить трудные годы. Ну а там, кто знает, может быть, она предпримет третий компьютерный заход…