Говорят, праздничный ужин Марка Цукерберга и супруги в День святого Валентина был бесцеремонно прерван. К Марку пришёл хороший друг Ян Коум, и остаток вечера они провели вдвоём, съев заодно приготовленное для жены угощение. Оно того стоило: на той встрече были обговорены последние детали сделки века, официально объявленной сегодня ночью. За 19 миллиардов долларов (4 — деньгами, 12 — обыкновенными акциями и ещё 3 — привилегированными) Facebook покупает WhatsApp. Сумма умопомрачительная, в истории интернет-компаний была всего одна покупка крупней. А выложенный за Instagram миллиард кажется теперь сущей мелочью: ведь только в виде компенсации (если сделка сорвётся по вине регуляторов, например) крупнейшая соцсеть обязуется выплатить партнёру два миллиарда. Важнее, впрочем, не деньги, а мотив.
WhatsApp — сервис мгновенного обмена сообщениями для мобильных устройств, а попросту — интернет-пейджер, причём самый популярный на текущий момент на планете. Силами команды всего-то в пятьдесят человек WhatsApp Messenger портирован на все основные мобильные платформы и переправляет более 18 миллиардов сообщений каждые сутки от без малого 500 миллионов пользователей. Аудитория WhatsApp — вообще отдельная песня: полмиллиарда человек пользуются приложением хотя бы раз в месяц, а три четверти из них — каждый день. Это беспрецедентный показатель для социальных сервисов.
Основали WhatsApp в 2009 году бывшие сотрудники Yahoo! Брайан Актон и Ян Коум (украинский эмигрант с непростой судьбой) — оба технари, способные и программировать, и руководить. Вообще в биографии WhatsApp велика роль бывших и настоящих жителей территорий СССР, в особенности России. А сама история определённо достойна книги, которая наверняка скоро появится: ведь буквально на пустом месте ребята выстроили сервис, который теперь конкурирует по популярности с СМС.
Кстати, можно сказать, что компания WhatsApp родилась от безысходности. Покинув Yahoo!, Коум и Брайан долго и безрезультатно искали работу — и получили от ворот поворот как минимум в «Фейсбуке» и «Твиттере». Но вскоре интерес появился уже у другой стороны. Цук и Ян сдружились на почве своих профессиональных увлечений и, рассказывают, последние пару лет часто вместе гуляют по Долине. Одновременно к подающему надежды стартапу подкатывала Google, но тамошнее руководство, видимо, оказалось менее щедрым.
В пересчёте на пользователей Facebook выложила по $42 за каждого клиента WhatsApp. Это не сильно больше 30 баксов за юзера Instagram, но и не все согласны, что считать тут нужно по головам. Многие придерживаются мнения, что правильнее будет оценить покупку по средней стоимости сообщения: получается примерно доллар за штуку. Именно сообщения (то есть социальная активность) должны выступать мерилом качества в случае покупки социальных сервисов. Вот, кстати, почему сделка немедленно аукнулась соседним компаниям: акции, например, безнадёжно больной BlackBerry, которая всё ещё держит свою сеть защищённого интернет-пейджинга, взлетели на 10%.
Абстрагируясь от сумм, можно сказать, что WhatsApp замечательна двумя вещами. Во-первых, прибавляя по миллиону новых клиентов ежесуточно, она движется прямым курсом к миллиардной черте и пересечёт её быстрее, чем любая другая компания в истории человечества. Быстрее даже, чем сама Facebook, у которой ушло на это почти девять лет. И, вероятно, не без помощи Соединённых Штатов и Канады, где она пока едва известна (пейджер WhatsApp популярен в бедных странах, где трафик дорог).
Во-вторых, WhatsApp сознательно сторонится рекламы. Зарабатывает компания грубым, но действенным способом: первый год приложение бесплатно, каждый следующий обходится в один доллар. Сколько ей удаётся таким образом получать, не раскрывается (хотя известно, что многие пользователи хитрят, меняют аккаунты спустя год), зато можно утверждать, что интересна WhatsApp «Фейсбуку» не деньгами: при таких темпах даже на то, чтобы возместить расходы на покупку, потребуются десятилетия.
Так для чего Цукербергу WhatsApp? Чтобы вовлечь в периметр Facebook второй миллиард землян и не дать первому, к соцсети уже подключенному, разбежаться. WhatsApp, без сомнения, поможет удержать тех, кто недоволен пейджинговыми возможностями «Фейсбука». До сих пор все попытки крупнейшей социальной сети построить свой пейджинговый сервис проваливались: стандартные сообщения от пользователя к пользователю больше напоминают нерасторопную электронную почту, клон SnapChat’a успеха не имел, Instagram Direct тоже не в чести. Теперь задача решена: WhatsApp считается — да и является де-факто — альтернативой СМС, поскольку уже переправляет столько же или больше сообщений в обычный день, чем по всему миру отправляется классических эсэмэсок!
Примечательно, что паники, обычной среди пользователей поглощаемых «Фейсбуком» компаний, на этот раз, похоже, не случилось. Кое-кто действительно собирается покинуть WhatsApp — недовольный, что приложение досталось «империи зла, не уважающей ни право приватности, ни желание общаться без назойливой рекламы». Но паникёров мало: у всех на виду пример приложения Instagram, которое очень слабо изменилось за те два года, что находится в собственности Facebook. Команде WhatsApp тоже обещана максимальная свобода действий: разработка приложения будет вестись независимо, внешний вид и функционал если и претерпят существенные изменения, то нескоро. Касается это и рекламы, которой в пейджере по-прежнему не будет.
По словам Цукерберга, он играет на перспективу. Цель остаётся прежней: соединить всех людей в мире. Впрочем, даже если акционеры и инвесторы с ним не согласны, повлиять на него они не могут: даже после IPO власть в «Фейсбуке» практически единолично принадлежит Марку.