План выделения Кремниевой долины в отдельный штат перешёл на новый этап. На прошлой неделе эта инициатива получила «зелёный свет», пройдя первые бюрократические заслоны. Кому выгоден раздел Калифорнии и к чему он может привести?
Ещё в конце прошлого года Тим Дрейпер (Timothy Draper), миллиардер и потомок первого венчурного инвестора Кремниевой долины, предложил план децентрализации Калифорнии с выделением шести штатов — согласно числу преобладающих сфер занятости населения.
По его замыслу, кампусы ИТ-компаний должны образовать отдельный штат Кремниевая долина со своим законодательством и льготным налогообложением. Как минимум поначалу это будет элитный регион, который окажется политически изолированным от всех надоевших соседей — фермеров, звёзд шоу-бизнеса и многочисленных техников из фирм, производящих в основном специализированное оборудование медицинского и военного назначения.
Уже сейчас легко представить последствия предлагаемого разделения Калифорнии, при котором программисты, инженеры, техники, артисты и фермеры будут жить обособленно друг от друга.
Сан-Хосе: вид с верхнего этажа клуба Knight Ridder (фото: artandentertainme.blogspot.com).На исторической сцене меняются декорации, но люди и их мотивы остаются прежними. Подобный сценарий мы видели уже много раз. Сначала высшая каста преумножает свой достаток, увеличивая дистанцию с кормящими и обслуживающими её людьми. Затем она приходит к мысли, что может обойтись и без простолюдинов, само присутствие которых поблизости раздражает всё сильнее. Изоляция элиты усиливает социальную напряжённость. На её пике в обществе происходят процессы, приводящие к резкому уменьшению его численности и частичной смене ролей. Процветающий регион приходит в упадок, а цикл начинается заново.
Сейчас Кремниевая долина похожа на рай для интеллектуальной элиты, однако он стал возможен потому, что уровень жизни остальных тридцати миллионов жителей штата Калифорния падает всё сильнее.
Акция протеста в Сан-Хосе (фото: neighborwebsj.com).Экономически развитые регионы часто выглядят как самостоятельная микродержава, особенно для жителей других стран. Например, ещё с петровских времён одна из провинций Нидерландов — Голландия — воспринималась отдельным государством. Однако мудрые правители не стремились к усилению изоляции. Напротив, они видели единый способ дальнейшего развития — укрупнять благоустроенный регион, постепенно подтягивая соседние до его уровня. Губительность разделения перестаёт осознаваться людьми только при личной обеспеченности сверх меры и замкнутости в кругу себе подобных.
Концентрация жителей с высоким уровнем дохода в отдельных регионах Сан-Франциско спровоцировала рост цен на недвижимость, продукты питания, различные услуги и поспособствовала увеличению размеров административных штрафов.
В результате представители рабочих специальностей стали переселятся в регионы с более доступным уровнем жизни. Количество принудительных выселений за последний год увеличилось на 25%.
Общественно-политическая организация «Сердце города» стала устраивать акции протеста, критикующие сложившуюся муниципальную систему. Её представители считают, что частные компании живут за счёт общества и должны отдавать больше прибыли на развитие городской инфраструктуры.
Отдельным поводом негодования стали автобусы ИТ-компаний, ежедневно отвозящие сотрудников на работу. Формальными претензиями к ним стали нагрузка на дорожную сеть города, затруднение движения и повышенный уровень выбросов, но реальная причина здесь, видимо, чисто психологическая. Это удобная мишень для акций протеста, которая воспринимается как символ изоляции элиты и социального неравенства.
Автобус компании Google блокирован участниками акции протеста организации Heart of the city (фото: mashable.com).Гораздо более серьёзные последствия будет иметь судебный процесс по групповому иску против семи крупнейших компаний Кремниевой долины. Он пройдёт 27 мая и независимо от своего исхода создаст важный прецедент. Ставки здесь очень высоки. Речь идёт о нарушении правил свободной торговли и компенсациях за ущемление прав десятков тысяч сотрудников на общую сумму около $9 млрд.
Этот иск и рост недовольства населения стимулируют венчурных инвесторов создать свой собственный штат — с гиперпетлёй и скоростным интернетом.
Теперь Тиму Дрейперу и его сторонникам требуется собрать около восьмисот тысяч подписей в поддержку разделения Калифорнии. Процесс их получения обычно требует больших разовых затрат — не столько денежных, сколько временны́х. Поэтому в успех акции до недавнего времени мало кто верил. Тысячи активистов с листками, пристающие к озлобленным гражданам с предложением об отделении местной знати, рискуют стать новыми мишенями народного гнева.
Однако недаром Дрейпер вкладывает в ИТ-компании и современные технологии. Использование социальных сетей, приёмов стимуляции избирателей и его коронного метода «вирусного маркетинга» может значительно ускорить процесс получения подписей, превратив его во флешмоб небывалого размаха.