У экономистов и социологов есть пришедшее из эпохи холодной войны понятие «золотого миллиарда» (иногда его ещё называют «сытым»). Грубо говоря, это часть населения Земли, уровень жизни которой значительно выше такового у остального человечества. Золотой миллиард потребляет непропорционально большую часть природных ресурсов, но кроме того, именно он является основным потребителем современных информационных благ: его представители формируют костяк аудитории компьютерных пользователей, мобильных цифровых устройств, интернета.
С такой трактовкой термина согласны не все, как не все согласны и с самой идеей существования «элиты человечества»: мол, в последние десятилетия случился слом многовековой тенденции — и теперь разрыв в уровнях жизни сокращается. Но это только играет на руку вот какому факту: в затылок золотому первому миллиарду дышат миллиарды второй и третий — желающие и в некоторой степени уже готовые помочь нам потреблять вышеозначенные ресурсы. А значит, неплохо бы понять, какие они — наши новые братья и сестры.
Второй миллиард отличается от первого прежде всего географически. На Западе о золотом миллиарде слышали немногие, куда популярней обратный термин — третий мир (изначально так назывались страны, не примкнувшие ни к западному, ни к советскому блоку). Так вот: второй миллиард проживает именно там, в развивающихся странах третьего мира. Это Южная Америка, Африка, Индия, отчасти Китай. И когда Facebook покупала WhatsApp, она приобретала именно доступ в эти регионы, доступ ко второму миллиарду землян.
Сегодня Facebook популярна среди тех, кто может потратиться на хороший смартфон. Но там, где человек живёт на 10 долларов в день, Facebook знают немногие — зато очень многие слышали и пользуются WhatsApp. Бразилия, Мексика, Кения, Нигерия, ЮАР и прочие, прочие: WhatsApp занимает там доминирующие позиции — им пользуются половина и более тех, кто вообще имеет хоть какой-нибудь доступ к Глобальной сети.
Второй миллиард не может позволить себе Galaxy S5. Он «сидит» на дешёвых недосмартфонах с J2ME, Nokia Asha и Series 40, самых бюджетных андроидовских моделях. Мобильный телефон для его представителей зачастую становится и первым компьютером, потому что «железо» дорого. Но трафик ещё дороже — и поэтому они особенно ценят приложения вроде WhatsApp, которые не качают бесполезную рекламу, да ещё и подменяют СМС (одну из самых дорогих информационных услуг).
Чтобы понять потребности и возможности второго миллиарда, нам с вами придётся сильно поднапрячься. Потому что, ну в самом деле, когда последний раз вы интересовались, сколько килобайт в день тратит ваше любимое мобильное приложение? А заказывали веб-сайт через электронную почту? Интернет для второго миллиарда ещё не превратился в развлечение и служит целям прагматическим: он в некотором смысле представляется им усовершенствованным телефоном. Отчасти поэтому ещё соцсети там и близко не так популярны, как интернет-пейджеры вроде WhatsApp: второму миллиарду важнее общение с людьми, которые знакомы лично, нежели абстрактный набор интересностей, выливаемый через новостные ленты.
Конечно, так будет не всегда. Но когда уровень жизни поднимется на необходимую высоту или цены на технику упадут достаточно низко, не ждите, что второй миллиард будет интересоваться и пользоваться тем же, чем увлечены сегодня мы. Они начинали не с компьютеров, а с телефонов. «Компьютер» и «Сеть» ассоциируются у них не с Windows и Intel, а с WhatsApp и в конечном счёте «Фейсбуком». (Создателям WhatsApp Цукерберг на пять лет вперёд поставил одну только задачу: экспансия! Экспансия без оглядки на деньги!) СМС они применяют не для подсказок на экзаменах, а как средство оповещения о том, что на район сегодня дадут воду. Можете представить, в каком направлении они двинут ИТ?
А вот третий миллиард разделяет с предыдущими двумя уже не географическая, а коммуникационная пропасть. Представители третьего миллиарда живут в целом там же, в странах третьего мира — и в принципе тоже готовы к пришествию цифровых мобильных устройств. Но если у второго миллиарда есть хоть какой-то «интернет», у третьего его нет вообще! Они банально не могут себе его позволить: мобильники дешевеют, но цифровые коммуникации остаются недоступно дорогими. Третий миллиард — тоже верхушка, элита, но элита той (грубая оценка, цифры сильно разнятся от источника к источнику) половины землян, которая до сих пор не имеет выхода в Сеть. Подключить их имеющимися средствами технически возможно, но экономически нецелесообразно: сказываются большие расстояния, малая плотность населения, нищета и пр.
Планы «осетенения» третьего миллиарда существуют. На прошлой неделе, к примеру, много шуму наделал проект «космического вай-фая» Outernet. На низкой орбите планируется развернуть группировку из сотен микроспутников, и каждый будет вещать на Землю какие-нибудь материалы из интернета: новости, образовательный контент, развлекательные передачи. «Слушать» передачи сможет почти каждый желающий — нужно лишь цифровое устройство, поддерживающее самый обычный Wi-Fi. Фишка в том, что связь будет практически односторонней: «слушатели» не получат возможности передавать данные в Сеть, они смогут только принимать отправленное. Отчасти этот недостаток компенсирует возможность программирования передач: отправив СМС, зайдя на сайт и, вероятно, другими способами можно будет заказывать трансляцию нужных материалов конкретным спутником.
Новость вызвала ожесточённые дебаты; не все верят, что такое вообще возможно (см. интереснейший тред на Reddit). Но не зацикливайтесь на конкретно этом проекте. Важнее другое: приобщение второго миллиарда к благам цивилизации началось (за это Ян Коум и получил $19 млрд) — а значит, не за горами и выход на миллиард третий. Провалится Outernet? Ну так добьётся своего Internet.org Марка Цукерберга. В понедельник Марк вещал с трибуны Mobile World Congress о новых инициативах этого альянса — цель которого как раз и заключается в проведении интернета туда, где его сейчас нет. Марк не планирует запускать спутники, он надеется убедить сотовых операторов охватить третий миллиард бесплатным или предельно дешёвым беспроводным интернет-доступом ради будущих прибылей.
Второй миллиард живёт в условиях ужасающего перекоса: мобильников у него больше, чем туалетов. Но третий миллиард зачастую не умеет даже читать! Представьте, каким подвигом и каким благодеянием станут для него приход и освоение мобильного интернета. И — да, самое время задуматься, какие приложения, какие информационные сервисы будут востребованы его представителями.
Создатели WhatsApp — сознательно или нет — поняли потребности второго миллиарда и сделали на этом свои миллиарды. Кто освоит третий?