Количество программ для обмена мгновенными сообщениями уже превышает семьдесят вариантов. Более двадцати из них ориентированы на мобильные ОС и бесплатны для частного использования. Такой избыточный выбор постепенно становится проблемой. Среди знакомых всегда найдётся тот, кто использует ещё не установленный у вас клиент и не хочет общаться через другие, но это мелочи жизни по сравнению с растущим влиянием мессенджеров на рынок мобильной связи.
По данным исследовательской группы Ovum, из-за бесплатных мессенджеров телекоммуникационные компании потеряли в прошлом году $32 млрд, а к 2016-му сумма убытков возрастёт до $54 млрд в год. В свою очередь, интернет-компании проявляют повышенный интерес к этому классу программ, о чём убедительно говорит недавняя покупка создателями крупнейшей социальной сети Facebook сервиса WhatsApp и небывалый успех проекта Telegram.
В одном из последних интервью Марк Цукерберг признал, что эпохальная сделка была осуществлена из-за боязни потерять пользователей в развивающихся регионах. Многие из них начинают своё знакомство с интернетом именно через общение с мобильных устройств. Неофиты быстро выбирают вместо переписки в соцсетях один из сторонних мессенджеров, и чаще всего им становится WhatsApp.
Президент консалтинговой фирмы Harbor Research Глен Альмендингер (Glen Allmendinger) считает, что битва на рынке мессенджеров только началась, и пока ещё рано предсказывать, какие компании выйдут из неё победителями: «Всё это часть будущего, основанного на облачных технологиях. Сейчас все стараются захватить побольше пользователей. Считается, что чем больше у вас аккаунтов, тем вы лучше. Однако мы ещё не знаем, какие приложения станут самыми популярными. Пока вклад в них — большая авантюра».
После скандала вокруг деятельности АНБ сохранение приватности звучит как основной мотив у многих разработчиков, а спрос на средства связи с криптографической защитой стал стабильно высоким. По данным Bloomberg, появившийся недавно защищённый мессенджер Telegram набирал до пяти миллионов новых пользователей ежедневно — и может ещё превзойти этот показатель. Для сравнения: Whats App на пике своей популярности скачивали до миллиона раз в сутки.
Такие внушительные цифры свидетельствуют о высокой востребованности, но мало что говорят о коммерческих перспективах. Большинство пользователей готовы перейти на другой сервис обмена сообщениями в любой момент и уже неоднократно делали это. Многие даже регистрировались в Google заново и скачивали WhatsApp с нового аккаунта, когда истекал период бесплатного использования. Поэтому количество загрузок трудно считать мерой окупаемости.
Бывший глава компании Salesforce Маркус Нельсон (Marcus Nelson) сегодня занимает должность исполнительного директора фирмы Addvocate, продвигающей бренды через соцсети. Комментируя покупку WhatsApp, он выразил сомнения по поводу долгосрочных перспектив Facebook на рынке сервисов обмена мгновенными сообщениями: «Мы не знаем, сколько из заявленных на момент сделки 450 миллионов пользователей WhatsApp действительно были уникальны, активны и не имели аккаунтов в Facebook. Даже если предположить, что все до единого, то при ничтожных выплатах по доллару в год с каждого потребуется около сорока лет, чтобы покупка принесла прибыль».
Миллионы поклонников пока создают только серьёзную нагрузку на серверы компании, работа которых обходится весьма недёшево. Какой будет структура доходов и приемлемая схема их монетизации — пока никто не скажет наверняка. Сейчас стоит одному игроку чуть просчитаться (к примеру, введя слишком назойливую рекламу), как все его поклонники тут же перераспределяться по двум десяткам альтернативных приложений. Наиболее активные из них даже создадут новые.