Apple и её «чудеса»

После возвращения Стива Джобса в Apple, у этой компании появилось странное свойство «особого качества». Попросту говоря, её продукции приписывали (и продолжают по сей день) чудесные свойства, которыми она на самом деле не обладает. Лучший звук у «Айподов», давно неспособных «раскачать» мощные «уши», лучшая сборка у «Макбуков» с хлюпающими пластиковыми панелями и облезающей краской, лучшая вирусозащищённость у OS X, лучший внешний вид у (порой поцарапанных прямо «из коробки») «Айфонов», и так далее, и так далее. В последние несколько лет к этому списку добавился новый пункт: магазин приложений. «Хорошесть» которого сформулировать труднее, зато легко объяснить, чему именно он ею обязан.

Уникальные качества App Store приписываются всегда одному и тому же обстоятельству — и даже описания его чаще всего совпадают чуть ли не дословно. Так вот, апп-стор Apple — это «walled garden», что в примерном переводе на русский означает «огороженный сад». Смысл понятен: контроль над происходящим здесь целиком и полностью принадлежит Apple. Поставить приложение, попавшее в App Store, можно только из App Store. И прежде, чем туда попасть, каждое приложение проходит проверку специалистами компании. Вопрос, который давно уже мучает многих, — в чём заключается эта проверка? Ведь на одобрение нового приложения и даже новой версии уходит примерно неделя, а иногда и больше.

250314-1

Отталкиваясь от вышеупомянутой «особости», логично предположить (и так обычно и предполагается), что речь идёт о скрупулёзном всестороннем аудите программы — начиная с анализа машинного кода и заканчивая авторскими правами на содержащийся художественный контент. Apple молча поощряет такое мнение. Однако время от времени случаются инциденты, которые дают повод считать, что проверка сводится, как замечательно выразился наш современник, лишь к «приблизительному подсчёту числа конечностей», то есть беглому внешнему осмотру и нажатию кнопки «Годно».

Последняя такая история завершилась (относительным хеппи-эндом) буквально на днях. Завязка, в общем, простая: в ноябре в App Store появилось приложение TOR Browser — своего рода программа-посредник, позволяющая пускать трафик других программ через анонимизирующую сеть TOR. Приложение платное (99 центов), что только добавило ему легитимности в глазах публики (факт: платный мобильный софт реже уличается в нелицеприятных или незаконных действиях против пользователей). И всё равно уже к Новому году нашлись несколько человек, которые написали негативные отзывы, а один даже подал в Apple претензию: TOR Browser, по его словам, содержит элементы adware и spyware, а потому должно быть как можно скорее удалено. Что ж, ответили ему быстро: человек из Apple сообщил, что намерен предоставить автору приложения возможность оправдать свой продукт, и… потянулись недели молчания!

250314-2

Тут надо заметить, что не так уж важно, злоупотребляло то приложение рекламой и собирало ли информацию на телефоне без ведома пользователя на самом деле — или же автору претензии только подумалось, что это так (суть его рассуждений: показывать рекламу в TOR-клиенте значит гарантированно ослабить его анонимность). Даже без этого программа должна была вызвать подозрения у осведомлённого наблюдателя — а специалисты Apple, проверяющие новые приложения в App Store, без сомнения, таковыми являются.

Считайте. На официальном сайте TOR продукт не упоминается. Исходники TOR распространяются под свободной лицензией, но логотип и название подпадают под отдельное соглашение (вариант лицензии Creative Commons), которое, в частности, запрещает их коммерческое использование. Были и другие мелочи, которые должны были включить «тревожный звоночек»: приложение платное и тем не менее насыщено рекламой, в качестве страницы поддержки указан просто сайт TOR и т. п. Как могла параноидально осторожная Apple утвердить такую грубую подделку, пустить её в свой ухоженный садик?

А время шло. К исходу зимы о подложном TOR-клиенте знали все разработчики настоящего TOR, но Apple молчала — и приложение оставалось на своём месте. Наконец, устав от игры в молчанку, ребята написали письмо лично Тиму Куку (Джобс, помнится, на такие обращения отвечал) и пообещали привлечь нескольких знаменитостей, которые публично пристыдили бы Apple в соцсетях. Это возымело действие: на днях, четыре месяца спустя после появления в апп-сторе, TOR Browser был удалён. Без дополнительных объяснений. Но и на том спасибо!

250314-3

Что показала эта история? Садик Apple по-прежнему хорошо огорожен, но за происходящим внутри ограды компания не следит! Что толку от её пресловутого скрупулёзного контроля, если по факту результат оказывается неотличимым от происходящего, например, в Google Play? И Google хотя бы не строит из себя справедливого судию, дарующего место под солнцем или лишающего его по своей прихоти! В случае с Apple полная непрозрачность процесса проверки и утверждения только сильнее злят разработчиков приложений, регулярно сталкивающихся с необъяснимым (точнее — не стыкующимся с имиджем «особого качества») поведением компании: причины отказа, работающие в одном случае, не работают в другом; решение об удалении могут объявить автору за секунды до приведения в исполнение; нравственная цензура вообще непредсказуема — и так далее.

Так в чём же дело? Вероятно, в том, что садик Apple слишком разросся, чтобы она могла контролировать его. И тем тяжелее последствия: ведь пользователи по-прежнему верят в особое качество продукта! Выбора у Apple, впрочем, нет. Убрать ограду — значит повторить судьбу Google Play, где количество малвари за последние годы выросло в разы (это не преувеличение, на сей счёт есть убедительные статподборки). Но даже если ограду оставить, качеством придётся поступиться. Никто не в силах контролировать такой сонм приложений!

Впрочем, разговор ведь начинался с другого. Так вот, мораль простая: в продуктах Apple нет ничего чудесного, сверхъестественного. Когда в твоём «овечьем стаде» сотни тысяч голов, разглядеть среди них волков ничуть не легче, чем защитить мягкий алюминий от царапин или гарантировать, что в операционной системе не заведутся вирусы. Не нужно ждать от Apple чудес — и разочарование не будет болезненным.

В статье использованы иллюстрации Nina Matthews, !Nomad.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях