Вчера Эдвард Сноуден спросил президента РФ Владимира Путина о том, есть ли в России программы массового сбора данных. Тот ответил весьма туманно, и Сноуден таким ответом недоволен.
В своей колонке в издании The Guardian он написал, что Путин «отрицал первую часть вопроса и отказался отвечать на вторую», в которой бывший сотрудник ЦРУ пытался узнать, считает ли президент, что цель оправдывает средства. Сноуден отмечает, что его собеседник впервые так явно отрицал вовлечённость России в массовую слежку за гражданами, и проводит параллели с первоначальной реакцией Обамы на откровения относительно практик АНБ. Тот ранее отрицал масштабы программ спецслужб.
Сноуден также припомнил, как именно отрицание шефом АНБ существования программ слежки в сенате стало толчком к тому, что он обнародовал данные, которые сейчас известны всему миру. Он замечает, что в ответе Путина есть «серьёзные несостыковки», но именно этот ответ снял «табу на обсуждение слежки государства за гражданами» в государственных СМИ России. Сноуден выразил надежду, что в следующем году уже журналисты будут задавать президенту вопросы на эту тему.