О санкциях, которые вот-вот начнут применять в отношении некоторых российских фирм некоторые крупнейшие игроки глобальной ИТ-отрасли, «Компьютерра» уже писала («Microsoft и другие крупные ИТ-корпорации вводят санкции против российских банков и компаний»). Ну а в том, что поводы к этих санкций — хоть тушкой, хоть чучелком — найдутся уже в ближайшее время, сомневаться не приходится… И как же тут быть? Ведь информационные технологии пронизали всю нашу жизнь, стали одной из критических инфраструктур. Но, может, стоит просто включить позитивное мышление?
Давайте позволим себе порассуждать весьма вольно, но привлекая к этому процессу исторические факты. Итак, речь идёт о том, что крупнейшие производители программного обеспечения перестанут поставлять некоторым учреждениям и поддерживать специализированный софт. Речь прежде всего идёт о финансовой сфере. (Есть основания считать, что за нею последуют и нефтяники с газовиками, и машиностроение, прежде всего оборонное, но пока ограничимся финансистами…)
Поверьте, нарушение нормальной работы крупных финансовых институтов не принесёт ничего хорошего никому в нашей стране. Помните известный пример с рукопожатиями: через сколько общих знакомых связан каждый житель планеты с каждым, Барак Обама с Усамой бен-Ладеном?.. Так вот, в экономике цепочки ещё короче, тем более в экономике одной, отдельно взятой страны. И то, что кто-то не получит кредита, к кому-то не вернутся положенные в банк деньги, не пройдут вовремя платежи — всё это будет распространяться по народному хозяйству кругами. Захлёстывая бедами простых людей — сначала наёмных работников, потом бюджетников и пенсионеров…
Поверьте, уважаемые читатели, негативные процессы уже идут: по оценкам главы европейского Центробанка Марио Драги, отток капитала из России за время кризиса в соседней стране составил €160 млрд. И серьёзного финансиста, ответственного перед гражданами Старого Света, эти процессы ничуть не радуют: резкое повышение курса евро создаёт проблемы для европейских экономик, и не только для начинающей выкарабкиваться из кризиса Греции, но даже и для Германии с её высокоэффективной индустрией. Но надеяться на то, что, спасая себя, Европа сделает нам хорошо, не стоит…
Наши проблемы мы должны решать сами — адаптируя для своих нужд достижения технологии. А они предоставляют очень забавные возможности! Вспомним, как начинала Microsoft. Её бизнес стартовал в ту эпоху, когда банковские операции были уже автоматизированы. Но бал тут правили мейнфреймы, гигантские шкафы, живущие в кондиционированных аквариумах. Добротные и надёжные машины, в значительной степени System360 и System370 от IBM.
Microsoft же начала с маленькой MS-DOS для персональных, в значительной степени домашних компьютеров. И к финансам имела отношение, если не изменяет память, программулька Mortgage, исчисляющая ипотечный кредит, совсем неясный для знакомящихся тогда с буржуйской новинкой советских инженеров. (Это сейчас невозможность заплатить по ипотеке станет кошмаром для тех ИТ-специалистов и предпринимателей, чьи рабочие места и бизнесы окажутся съедены санкциями… Кстати, не удивляйтесь, если исчезнут и некоторые привычные вам издания: à la guerre comme à la guerre.)
Но потом была эпоха бурного развития цифровой техники. Мощность не только персональных компьютеров, но и смартфонов, на порядки и порядки превысила возможность былых мейнфреймов. И деловые продукты от фирм, стартовавших с домашних компьютеров, критически важны для бизнеса. Так важны, что лишение их рассматривается почти как оружие…
Однако — абсолютно ли это оружие? Ведь технология, отодвинувшая в прошлое мейнфреймы, не перестала развиваться. И вот тут-то наблюдаются забавнейшие явления. Про снижение продаж классических персональных компьютеров, десктопов и лэптопов, и говорить уже не хочется в силу общеизвестности данных процессов… Но теперь на рынке наблюдается оживление «третьей силы», под которой следует понимать «хромбуки».
Да, дешёвенькие машинки, при своём появлении рассматривавшиеся как курьёз, ныне представлены в программах крупнейших вендоров. Скажем, Lenovo («русский с китайцем — братья навек!») вывела на рынок сразу два ноутбука под управлением операционной системы Google Chrome OS. Модель N20 поступит в продажу в июле по цене $279, а оснащённый сенсорным экраном хромбук N20p можно будет купить месяцем позже, разорившись на $329. Обе машинки — «оборотни»: экран разворачивается на 360 градусов и позволяет использовать их в качестве планшета.
И вот эти-то машинки (вместе с аналогами-«одноклассниками» от других производителей) имеют сильно ненулевые шансы потеснить продукцию, работающую под управлением операционной системы от фирмы, вроде бы (если нет — пусть не поленится опровергнуть) вздумавшей развлекаться санкциями в адрес России. Что само по себе приятно: непротивление злу насилием в нашей стране проповедовал лишь герой Севастопольской обороны, артиллерии поручик граф Лев Николаевич Толстой…
И процессы такие уже идут — так, по данным гиганта продаж Amazon, уже в настоящее время из двадцати первых позиций целых семь занимают именно хромбуки! Лидирует в списке стоящий меньше двухсот долларов Acer C720, который работает под управлением Chrome OS. И процессы эти будут развиваться и дальше! Мощность простых и дешёвых машин достаточна для решения подавляющего числа задач и дома, и на работе; она вполне удовлетворит и студента, и коммивояжёра.
Тем более — кризис в глобальной экономике. Тем более — грозящие России санкции. «Экономика должна быть экономной», как говорилось когда-то. И покупка более дешёвых вычислительных машин — один из путей экономии. Тем более что нынешние хромбуки вполне работоспособны и без подключения к Сети, что в сочетании с малым энергопотреблением делает их приемлемым вариантом для работы на выезде. И обновляется Chrome OS весьма оперативно, раз в шесть недель. И голосом эти машины уже управляются…
Но, как понятно аудитории «Компьютерры», вытеснение операционных систем от балующихся санкциями фирм из нижнего ценового сегмента ноутбуков и десктопов-моноблоков ничего хорошего финансовым учреждениям, лишённым систем верхнего профессионального уровня, не сулит. Где высокопроизводительные серверы, а где хромбуки… И надеяться на то, что мы в условиях санкций сможем спешно воспроизвести объёмистые системы профессионального уровня, не приходится: тут нужны тысячи разработчиков и годы работы.
Но вспомним определение идеальной машины от Генриха Самуиловича Альтшуллера (он же фантаст Альтов): «Машины нет, а работа делается»! И нет никакого закона природы, предписывающего финансовым операциям исполняться именно на сверхпроизводительных серверах и именно тем или иным софтом. Ведь копеечные хромбуки (и аналоги) предоставляют мощности куда бόльшие, чем мейнфремы недалёкого прошлого. И масса компьютерщиков в стране знает, что на самом деле делает банковский и деловой софт.
Как это может быть на деле? Не знаю: литераторы не лекарство, а боль… Да и зная — не написал бы. Как показали комментарии к недавним колонкам, среди читателей хватает и тех, кому беды, доставляемые санкциями гражданам России, доставляют изрядную радость (хотя простые граждане вроде бы им ничего плохого не делали). Но — нет ни малейших оснований считать, что задача эта нерешаемая. Использовать многообразие возможностей, предоставляемых бурно развивающимся миром ИТ для того, чтобы подвинуть с рынка ведущих себя недружелюбно, — задача благородная и небезвыгодная для тех, кто сумеет её решить. Вспомним: ведь недавно мир зависел от проводных телефонов, фотоплёнки и фотобумаги, бумажных журналов…