Ничего удивительного в том, что наши власти активно блокируют различные сайты за нарушение законодательства, нет. К этому мы привыкли. Мы привыкли даже к тому, что иногда вместе с ними блокируются и ни в чём не повинные ресурсы, находящиеся на том же IP, что и запрещённые. Удивляло другое: отчего же всё ещё работают всякие твиттеры, фейсбуки, ютьюбы, там же столько всего… Доколе? Скоро всё будет, успокаивает на замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов.
«Известия» взяли у него интервью, которое было посвящено прежде всего закону о блогерах. По его словам, скоро состоится совещание, на котором будет обсуждаться взаимодействие ведомства с крупными российские ИТ-компаниями на эту тему. Facebook и Twitter тоже приглашены, так как закон распространяется и на них.
Ксензов отмечает, что у Роскомнадзора есть «общая проблема взаимодействия с компаниями американского происхождения: Facebook, Twitter и Google». Он жалуется, что, хотя Google имеет российское представительство, общение с ним «сводится к своеобразной игре»: иногда представительство исполняет предписания, иногда кивает на головной офис в США и говорит, что от него ничего не зависит.
В Facebook Роскомнадзору приходится общаться с представителями европейского офиса. Ксензов отмечает «последовательность» действий компании (например, она блокирует группы «Правого сектора», запрещённые на территории России), однако иногда менеджеры соцсети занимают «внутренне мотивированную» позицию.
Больше всего головной боли доставляет ведомству Twitter. Ксензов говорит, что это — «сугубо американская компания», у которой нет зарубежных представительств. Он жалуется, что сеть использует пользователей «как инструмент политики»: «Я не имею в виду коммерческую политику. Я говорю о продвижении своих корпоративных интересов и интересов того государства, в юрисдикции которого они существуют».
В отличие от Facebook и YouTube (Google), удалять информацию, которую Роскомнадзор считает противоправной, Twitter обычно наотрез отказывается. Ксензов жалуется, что по этой соцсети распространяется «много экстремистского контента». «У меня есть стойкое ощущение, — заявляет он, — что Twitter — это глобальный инструмент продвижения политической информации». По словам замглавы Роскомнадзора, сервис специально создаёт условия, в которых его блокировка будет неизбежной.
В конце интервью Ксензов уверяет, что ведомство может за несколько минут заблокировать как Twitter, так и Facebook и не видит в этом «больших рисков»: «Если в какой-то момент мы оценим, что последствия от «выключения» социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону».