В конце сентября новая социальная сеть Ello перешла в режим публичной бета-версии. Она привлекает внимание тем, что позиционируется как антипод всем известным соцсетям, и в неё не так просто попасть. Ello задумывалась группой из семи дизайнеров и программистов как место для общения креативных людей. Авторы проекта намерены обойтись без рекламы и сбора личных данных, но удастся ли им?
Главный идейный вдохновитель команды Ello – Пол Будниц (Paul Budnitz). Он известен как предприниматель и художник, режиссёр фильма «Девяносто три миллиона миль до Солнца» и владелец компании по производству элитных велосипедов из титана и карбона. Идея создать необычную социальную сеть пришла Полу в сорок семь лет. Помимо неё сейчас он работает над десятками проектов и летает между городами в штатах Нью-Йорк и Вермонт по несколько раз в неделю.
Как говорит сам Будниц, больше всего он хочет вернуть людям радость удалённого общения, не омрачённую технологиями персонализированной рекламы и сбора статистики о каждом клике. «Социальные сети буквально живут рекламой, – пишет Пол. – Вы сами уже стали продуктом, который они продают и покупают».
Вероятно, без столь харизматичной личности, Ello стал бы очередным закрытым клубом для считающих себя избранными. Изначально проект и задумывался как частная социальная сеть, в которой творческие личности могли бы обмениваться своими работами. Однако узкий круг общения довольно быстро надоел создателям, и они решили «пойти в народ».
Первый опыт оказался неожиданным. Полтора месяца назад в Ello открылась регистрация по приглашениям. Предполагалось, что сайт заинтересует в основном родню и ближайших друзей. Однако средний темп подачи заявок составил тридцать – тридцать пять тысяч писем в час. На такой поток никто не рассчитывал. «Сначала действительно добавились только друзья, но потом пришли их друзья, знакомые, друзья друзей, и процесс стал неконтролируемым, – описывают свой старт сооснователи Ello. – В итоге мы решили начать всё сначала».
Сейчас создать свой аккаунт в Ello можно только по приглашению от одного из зарегистрированных пользователей. Но даже с учётом такой рекомендации процесс рассмотрения заявки может занять несколько месяцев.
На страницах сайта о его создании рассказывается как о вынужденной мере. Основную проблему коллектив Ello видит в том, что большинство крупных соцсетей требует указывать реальные имена, достоверно заполнять профили и добавлять свои узнаваемые фотографии. При этом каждый клик пользователя используется для того, чтобы более эффективно показывать рекламу ему и его друзьям.
В Ello отсутствие рекламы в любом виде должно достигаться, в том числе, за счёт деперсонализации участников. На всех фотографиях вместо лица изображён чёрный смайлик, а вместо имени может быть любой ник.
Пока новая соцсеть работает в режиме беты, о ней трудно сказать что-то определённое. Отдельные принципы её работы напоминают то Tumblr (легко добавлять изображения и комментировать их), то Twitter (можно упоминать других людей, используя их ник как тег). Однако незрелость сайта сквозит во всём: чёрно-белое оформление, огромные пустые пространства и сложности с отображением страниц в разных браузерах.
С экономической точки зрения существование такой социальной сети тоже выглядит странно. Поддержание растущего сайта требует постоянных затрат, а любой проект должен приносить хоть какую-то прибыль. Разработчики уверяют, что в Ello никогда не будет рекламы. На какие же средства тогда он сможет существовать?
Для первого этапа команда Ello уже получила $435 тыс. инвестиций от венчурного фонда из Вермонта Fresh Track Capital. Получается, что это обычный коммерческий проект, подразумевающий возврат вложений. Сами разработчики говорят лишь о том, что ищут различные источники дохода. К примеру, они рассматривают возможность продажи дополнительных функций пользователям. Таких, как экспорт данных или увеличение лимита на объём хранимых файлов.
Складывается впечатление, что акцент на отсутствие рекламы и охрану приватности – всего лишь очередной рекламный ход. Вопреки заверениям, Ello всё-таки собирает данные о пользователях. Просто (пока?) делает это менее агрессивно. В cookies сохраняются сведения о прежних визитах, а беглый анализ кода страниц выявляет следы модифицированного сервиса Google Analytics.
К тому же, сейчас на сайте работает как минимум один способ нарушить его рекламную стерильность: можно размещать ссылки на ролики (YouTube или Vimeo), в которых она уже есть. Формально это не нарушает политику сайта. Как пишут создатели проекта: «Мы не контролируем, кто и что загружает. Мы просто не продаём рекламу сами».
Разработчики часто называют свою сеть «анти-Фейсбуком», а многие обозреватели усматривают в этом своеобразный рекламных ход от противного. Популярность Facebook столь же огромна, как и число недовольных этой социальной сетью. Наверняка многих воодушевит идея уйти из неё в другую, пока ещё незахламлённую, променяв мейнстрим на подчёркнутую альтернативу.