В блоге Cult of Mac опубликовали прекрасное интервью с Джоном Скалли — бывшим генеральным директором компании Apple. Скалли — в своём роде легендарная личность: в 1983 году основатель Apple Стив Джобс переманил его из компании Pepsi, а в 1985 Скалли уволил Джобса. Дальнейшая история тоже хорошо известна: в 93 году дела Apple пошли плохо и уволили уже самого Скалли. А в 1996 совет директоров Apple решил купить джобсовский стартап NeXT и наконец назначить основателя обеих компаний генеральным директором.
Джобс до сих пор не может простить Скалли изгнание из собственной компании и даже не разговаривает с бывшим коллегой. Скалли зато называет всё это древней историей и к тому же полностью признаёт свои ошибки. Местами самоуничижение просто сквозит из его ответов. Равно как и бесконечное восхищение талантами Джобса.
«На момент ухода Джобса я всё ещё маловато знал о компьютерах», — признаётся Скалли. И тут же воспевает Джобса: «Сперва я решил наладить дела компании, но я понятия не имел о том, как налаживать и делать компании успешными. Всё, что мы делали, соответсовало его идеям. Я понимал его методологию и мы её никогда не меняли», «Все дизайнерские идеи несомненно принадлежат Стиву. За всё созданное при мне нужно благодарить именно Джобса».
Если Джобс был так хорош, то зачем же понадобился Скалли? Он отвечает на этот вопрос так, что кажется, будто бы и незачем: «Сейчас понятно, что нанимать меня в качестве генерального директора было большой ошибкой. Я был не первым в списке Стива. Первым был он сам, но совет директоров не был готов сделать его генеральным директором в возрасте 25-26 лет».
Тогда Дэвид Рокфеллер, бывший акционером Apple, предложил поискать генерального директора в какой-нибудь другой индустрии и для этого нанял лучшего, по словам Скалли, рекрутёра в США. Тот, в свою очередь предложил кандидатуру директора Pepsi — Джона Скалли. «Идея была в том, чтобы мы со Стивом стали партнёрами. Он бы был технарём, а я бы занялся маркетингом. Я сказал о том, что нанимать меня было ошибкой, потому что Стив всегда сам хотел быть генеральным директором. Куда честнее вышло бы, предложи совет директоров найти способ сделать его CEO» — рассуждает Скалли.
Самобичевание местами кажется несколкьо излишним — сам Скалли признаёт, что его найм принёс в том числе и положительные резульататы. В частности, у Apple появилась лайфстайловая реклама, непохожая на рекламу других компьютерных компаний и удачно использующая возможности цветных телевизоров, получивших распространение как раз в то время.
К тому же Скалли увлекался промышленным дизайном, что сближало его с Джобсом. «Мы изучали автомобили, созданные итальянскими дизайнерами — подгонку, полировку, материалы, цвета и так далее. В те времена никто в Кремниевой Долине не делал ничего подобного» — рассказывает Скалли. По его словам, Джобс вообще очень интересовался дизайном автомобилей и ходил рассматривать каждый новый «Мерседес», купленный кем-нибудь из сотрудников Apple.
Своими главными ошибками, сделанными во времена после увольнения Джобса, Скалли называет переход на процессоры с архитектурой PowerPC и выпуск КПК Apple Newton.
«Если бы мы выбрали Intel, мы бы смогли пользоваться куда более распространённой компонентной платформой, и это в девяностые годы дало бы огромное преимущество Apple», — объясняет Скалли. В Apple продолжали использовать старый подход, при котором многие процедуры исполнялись на аппаратном уровне. По словам Скалли, в Microsoft воспользовались тем, что новые процессоры позволяли делать многие операции программно — это позволило редмондовской компании стать серьёзным конкурентом после выхода Windows 3.1.
Что до «Ньютона», то Скалли не кажется особенно разочарованным им — тот просто слишком сильно опередил своё время. К тому же в Apple переборщили с рекламой — новый компьютер просто не оправдал завышенных ожиданий пользователей. По иронии судьбы, именно Newton помог спасти Apple — но довольно неочевидным образом.
Для создания Newton понадобился микропроцессор нового типа — миниатюрный и потребляющий мало энергии. «Мы объединили усилия с Olivetti и наняли человека по имени Герман Хаузер, который разработал компьютер Acorn в Кембрдижском университете в Великобритании. Герман создал процессор ARM на деньги Apple и Olivetti».
Сегодня обладание четвертью компании ARM вовсе не помешало бы Apple: не пришлось бы лицензировать и дорабатывать технологии для A4 — процессора iPhone 4 и iPad. Тем не менее долю в ARM пришлось продать — это спасло Apple от банкротства в самые тяжёлые времена. Сейчас, по словам Скалли, вложение могло бы вырасти в тысячу раз.
В основном это замечательное интервью цитируют благодаря тому, что Скалли довольно чётко описывает методы Джобса: сосредоточенность на дизайне, пользовательских впечатлениях, минимализме, важных мелочах и так далее. Однако всё это любители Apple давно понимают и без Скалли — практически на подсознательном уровне.
Интервью ценно другим — прекрасными деталями, иногда совершенно не относящимся к основной теме. К примеру, поразивший Джобса рассказ Скалли о том, как Пепси-кола поначалу проигрывала Кока-коле в маркетинге — настолько, что люди предпочитали разливать «Пепси» по стаканам на кухне, тогда как «Кока-колу» — на глазах у гостей.
Или вот ещё замечательная история. Когда открылось японское представительство Apple, тамошнее отделение FTC забраковало упаковку новых «маков». Оказалось, что помещённое сверху коробки руководство пользователя лежало корешком направо. В Японии книжки листают слева направо, и от Apple потребовали непременно перевернуть руководство правильной стороной.
В общем, если не хотите ничего упустить, обязательно прочитайте полную версию интервью. Оно длинное, но того стоит.