Из всех вчерашних анонсов Apple интереснейшим можно без сомнения считать новую версию Mac OS X под кодовым названием Lion. Этого релиза ждали давно — позапрошлая версия (Leopard) добавляла лишь косметические изменения, а прошлая (Snow Leopard) была в основном посвящена оптимизации и прочим низкоуровневым штукам. «Лев» совсем не таков. Здесь невооружённым глазом видны серьёзные изменения в интерфейсе системы, пожалуй самые серьёзные со времён выхода первой версии Mac OS X. Но хороши ли они?
При первом взгляде на чудовищную помесь интерфейса iOS (системы iPhone, iPod touch и iPad) с Mac OS X хочется плеваться. Поверх рабочего стола теперь можно вызвать Launchpad — аналог стартового экрана айпада. Работает здесь всё точно так же, как и там — приложения можно переставлять, раскладывать по нескольким экранам или объединять в псевдопапочки. Но зачем это нужно в системе, где и так есть и рабочий стол с обычными папками, и док с его стопками?
Кажется, что программисты Apple, решив, что раз они теперь всё время заняты iOS, а на Mac OS X сил уже не остаётся, то, может, получится схалтурить и побросать на десктопную систему готовый код из мобильной? Вдруг станет лучше? Ну вдруг?!
Второе не очень понятное изменение посвящено полноэкранным приложениям. Кажется, что они теперь открываются где-то сбоку от рабочего стола и между ними нужно как-то мучительно перебираться, совершая на поверхности тачпада сложный жест тремя пальцами (даже у вице-президента Apple Крейга Федериги, демонстрировавшего систему, это всё время получалось только раза со второго-третьего). Зачем это сделано? Будет ли у полноэкранных приложений традиционное маковское меню сверху? Можно ли выйти из полноэкранного режима, не используя неприличные жесты? Обо всём этом мы пока ничего не знаем.
Зато я знаю точно — два последних пункта в списке нововведений в Lion — те вещи, о которых можно было мечтать на протяжении всего существования персональных компьютеров. Это приложения, которые всегда сохраняют своё состояние и восстанавливают его после перезапуска.
Обратите внимание — на скриншотах новой системы в доке не отмечены запущенные программы. Случайная недоделка? Я так не считаю. Кажется, теперь просто не будет никакой разницы между запущенной и незапущенной программой. Переходим от одной к другой, а система сама решает, что делать с процессами и памятью того приложения, что осталось в фоне. Как именно это будет реализовано, мы, скорее всего, узнаем на каком-нибудь мероприятии, на которое Apple созовёт уже не прессу, а разработчиков программ.
Пока же судить о новых функциях «Льва» очень сложно. Мы до сих пор никогда не работали на компьютерах, где приложения всегда сохраняют своё состояние и продолжают работу с того же места (вспоминается Palm, но речь всё же о настольных ПК). Это может стать той вещью, которая навсегда изменит компьютеры, если будет сделана правильно. Возможно, и остальные странные изменения продиктованы ей же.
Но какой смысл рассуждать о том, чего мы потенциально знать не можем? Лучше попытаться представить, какими соображениями вообще могли руководствоваться в Apple, делая Lion.
— Джобсу наверняка не дают покоя триста тысяч приложений для iOS. Он отлично знает, как сложно заставить разработчиков писать приложения — на Mac OS X программ стало относительно много лишь в последние годы, но это даже близко не сравнимо с успехом мобильной операционки Apple. Не попытаться ли воспроизвести те же условия на десктопах? И Apple явно пытается — создаёт магазин приложений («ждите в течение 90 дней») и отчасти воспроизводит интерфейс iOS: полноэкранные приложения и главный экран со значками
— Сближение десктопной ОС и мобильной кажется неотвратимым. Так и разрабатывать легче и пользователям проще — интерфейс похож, значит привычен.
— Объединить Spaces, два вида Expos? (один — со всеми окнами, второй — с окнами приложений) и Dashboard — не самая плохая идея. Далеко не все пользователи могли разобраться в тонкостях отличий. Теперь всё собрано в один Mission Control — он должен восприниматься легче.
— Все нововведения дружественны к маленьким экранам — это актуально для макбуков вообще и в частности для нового Air с одиннадцатидюймовым экраном.
— Lion — не последний апдейт операционной системы. Вполне возможно, что дальше Mac OS X начнёт ещё больше походить на iOS. Пока что отказаться от обычных оконных (и многооконных) приложений нельзя, потому что других просто нет. То же с файлами-документами и прочими старыми парадигмами. Тем не менее, в Lion избавятся от одной из них — разницы между запущенным и незапущенным приложением. Хочется верить, что в будущем избавятся и от остальных.