У Opera есть уникальная особенность. В отличие от Firefox, Chrome, Safari или Internet Explorer, этот браузер обязан приносить своим создателям доход, потому что других средств к существованию у норвежской компании Opera Software попросту нет. Не будет денег — не будет и Opera. И это проблема, поскольку способы заработка, на которые рассчитывают в Opera Software, могут оказаться не такими уж стабильными и долговечными.
Сначала попробуем разобраться, как именно Opera Software выжимает из браузера деньги. Судя по финансовым отчётам и информации для инвесторов на официальном сайте, основной способ — лицензирование мобильных версий браузера операторам связи и производителям телефонов. Вот график, показывающий, из каких долей складываются доходы компании.
В 2009 году Opera Mini и Opera Mobile принесли компании около 73 млн. долларов (чистая прибыль ниже на порядок с лишним). Значительная часть этой суммы — лицензионные выплаты, вносимые производителями телефонов и операторами связи, которые предустанавливают Opera Mobile или Opera Mini на свои аппараты. В число партнёров Opera входят, среди прочего, HTC, Huawei, Motorola, Nokia, Samsung, Sharp и Sony Ericsson. На графике операторы помечены синим цветом (Operator), а производители телефонов — красным (Mobile OEM).
Кроме того, код Opera Mobile используют в телеприставках, плеерах и тому подобных устройствах, которые выпускают Archos, Nintendo, Philips, Sony и другие компании. На графике эта статья дохода помечена зелёным цветом (Devices).
Opera для обычных компьютеров (коричневый цвет на графике) существенно менее прибыльна. В 2008 году компания заработала на этой версии около 31,5 млн. долларов, причём львиную долю суммы выплатил Google. Как и разработчики Firefox, создатели Opera получают отчисления с рекламы в поисковиках, по которой кликают пользователи, попавшие туда через поисковый интерфейс браузера.
В последних финансовых отчётах Opera Software сетует, что интерес производителей к лицензированию Opera Mobile в последнее время чуть меньше ожидаемого, но это не значит, что компания испытывает трудности. Наоборот, пока что дела идут прекрасно. Вопрос в том, долго ли это будет продолжаться.
Начнём с мобильного рынка. Одно время Opera Mobile была едва ли не единственным полноценным браузером, способным запускаться на мобильных телефонах. Теперь ситуация изменилась на противоположную: в любую современную мобильную платформу встроен браузер, сравнимый или даже превосходящий по качеству продукт Opera Software.
Что бы ни случилось, в обозримом будущем Opera Mobile не станет самым популярным браузером для Android, не говоря уж об iOS или Windows Phone, и вряд ли у создателей Opera есть какие-то иллюзии на этот счёт.
Хуже того: Apple и Microsoft запрещают производителям телефонов и операторам связи вносить изменения в стандартный интерфейс своих платформ, а значит — и заменять браузер по умолчанию на другой. Говорят, что и в Google подумывают о затягивании гаек.
Что это значит? Если через пару лет рынок смартфонов полностью поделят между собой Android, iOS и Windows Phone, то ручеёк дохода, текущий в закрома Opera Software от операторов связи и производителей, иссякнет без следа.
Перспективы Opera Mini представляются ещё более бледными. У Opera Mini два неоспоримых достоинства: она, во-первых, работает даже на самых слабых телефонах, которые «не тянут» настоящий браузер. Во-вторых, за счёт переработки данных на серверах Opera время загрузки контента существенно сокращается. Когда связь медленная, это очень полезно.
И мощность телефонов, и скорость связи будут только расти. Уже сейчас полноценные браузеры прекрасно идут даже на относительно дешёвых устройствах (около 200 долларов), а что будет через пару лет? Совсем скоро преимущества, которые даёт Opera Mini, станут незаметны для большинства пользователей. Операторы связи потеряют интерес к Opera Mini ещё быстрее.
Между тем, Opera Mini — это не просто программа. Каждый запрос, отправленный из этого браузера, проходит через один из дата-центров разработчика браузера, где запрошенные данные перерабатываются и сжимаются. Иными словами: каждый запрос, отправленный из Opera Mini — это расходы для Opera Software. Расходы, которые могут в одночасье превратиться в убытки.
Что остаётся? Google, всё ещё согласный платить за вызовы поисковика из интерфейса браузера? У Google, между прочим, есть и собственный браузер. Попасть в зависимость от конкурента — это худшее, что может произойти.
Вряд ли в Opera Software не догадываются о нависшей над компанией угрозе. Скорее всего, наоборот: знают о ней такие подробности, о которых мы с вами и не догадываемся. Недавняя покупка фирмы AdMarvel, занимающейся мобильной рекламой, свидетельствует о том, что в Opera Software уже пытаются отыскать новые бизнес-модели. Получится ли?