Все мы знаем из школьного курса астрономии, что Вселенная зародилась 13,7 миллиарда лет назад в результате Большого Взрыва. Само по себе событие грандиозное и о том, что же было до этого мало кто из соклассников догадывается спросить. Если же кто и спрашивает, то ответа всё равно не получает: вот, Вселенная есть, вот, она расширяется, а до БВ вся её масса была сконцентрирована в точке с практически бесконечной плотностью. Сингулярность рванула и всё началось. Закончится же всё, скорее всего холодом и мраком — ведь Вселенная будет расширяться бесконечно. Но знаменитый физик, сэр Роджер Пенроуз, думает по-другому.
Он указывает на то, что Вселенная образовалась при очень низкой энтропии и, соответственно, была изначально чрезвычайно упорядоченной. Именно это и сделало возможным существование комплексной материи, которая окружает нас. Современная модель Большого Взрыва не в силах объяснить почему такое было возможно. Пенроуз же считает, что наша вселенная — лишь одна из многих в цепочке перерождений. Одна вселенная умирала, а потом на месте её появлялась другая.
Наверное, не совсем понятно, как это поможет решить проблему. Пенроуз делает это следующим образом: конец предыдущих вселенных всегда ознаменовывался низкой энтропией, поскольку чёрные дыры поглощали всё материю, энергию и информацию. Сами же чёрные дыры, испаряясь, навели порядок, подготовив к единой сингулярности и, потом, к Большому Взрыву.
Впрочем, подобные теории существовали и ранее, но Пенроуз говорит, что ему удалось найти доказательства такого хода дел — в реликтовом излучении Вселенной. Он и его коллега, Вахе Гурзадян, обнаружили концентрические круги, температура в которых существенно меньше, чем где бы то ни было. Пенроуз считает, что это «окна» в другую вселенную, сферическая «рябь», оставшаяся от гравитационных эффектов сталкивающихся друг с другом чёрных дыр.
Если это действительно так, то его догадки могут перевернуть всю теорию расширения Вселенной. Тем не менее, существующая сейчас модель лучше других объясняет, как Вселенная приняла свою нынешнюю форму и именно поэтому является главенствующей. У теории Пенроуза есть утверждения, которые пока что невозможно проверить. Например, он утверждает, что ближе к концу все частицы должны были потерять свою массу.