Вчера разработчики «Диаспоры» наконец-то объявили, что сайт новой социальной сети будет доступен для тестирования по приглашениям. Впрочем, для того, чтобы пользоваться «Диаспорой» вовсе не обязательно регистрироваться именно на joindiaspora.com, эта социальная сеть является распределённой. Хотите свой сервер? Ставьте ПО, и, если захотите, конфиденциальная информация о вас и о ваших пользователях будет только на нём. Хотя… Нужна ли кому-нибудь эта самая «Диаспора»?
Этот проект был создан группой молодых людей, которые хотели создать опенсорсную альтернативу Facebook. Чем не понравился Facebook? Разумеется, тем самым, что вся информация о пользователях хранится на серверах одной компании, которая потом (о боже) сможет сделать с ней всё, что захочет. Хотя, если копнуть глубже, то суть скандала, на волне которого началась «Диаспора» была ещё комичнее: пользователи социальной сети считали, что их публично выложенную информацию не увидит никто, пока они не дадут кому-нибудь ссылку. С тех пор в Facebook появилась намного более удобная система приватности, были введены группы для общения пользователей, но создатели «Диаспоры» продолжают «пилить» код.
Главный аргумент сторонников новой распределённой соцсети — история компании America Online и Веба. Вроде как с приходом открытого Веба AOL сразу стала никому не нужна из-за этой самой открытости. Всё это, конечно, ерунда. Достаточно вспомнить, как мало народу в те времена пользовалось интернетом и то, что сам интернет воспринимался как что-то неизведанное, которым пользуются единицы. Сейчас интернет — это основное средство общения людей по всему миру, а Facebook — социальная сеть, которой пользуются сотни миллионов людей по всему земному шару. Скомандовать «ты туда ходи, ты сюда не ходи» уже не получится, ведь большинство просто не видит в этом смысла.
Оставить насиженное тёплое место в Facebook ради какой-то непонятного распределённого FIDONet «Диаспоры»? Смысл? Что такое «приватность» основная часть пользователей Facebook и не подозревает (по крайней мере, пока сами не столкнутся с какой-нибудь проблемой этого плана). Впрочем, ситуацию, когда все они внезапно испугаются и уйдут, представить можно.
Вот хороший пример: бульварная пресса в Великобритании подняла истерику по поводу того, что машины гугловского сервиса Street View фотографируют недвижимость честных граждан. Вторжение на частную территорию! Право имеем! Действительно, после таких статеек очень многие улицы британских городов остались без Street View.
Если создателям Diaspora очень повезёт, и жёлтая пресса, подняв вой по поводу Facebook, укажет в сторону распределённой соцсети, тогда, может, ей что-нибудь и светит.