По следам бурных дискуссий, связанных с необходимостью (или отсутствием таковой) книгоиздателей как связующего звена между авторами и читателями, хотелось бы обратить внимание на замечательную статью Ю. Закревского «По следам книгоиздателя Смирдина», опубликованную в 11 номере «Науки и жизни» за 2004 год. Кто таков Александр Фёдорович Смирдин? — Это был, если угодно, «главный» издатель сочинений Александра Пушкина и многих других великих литераторов того времени.
«А. Ф. Смирдин, снискавший уважение всех благомысленных литераторов честностью в делах и благородным стремлением к успехам литературы и любовь публики.., захотел дать приличный приют русскому уму и основал книжный магазин, какого еще не бывало в России… Книги покойного Плавильщикова обрели наконец теплый магазин… русская наша литература вошла в честь».
— Так писала «Северная пчела» об открытии первого в России отапливаемого (!) книжного магазина. Это лишь одна из подробностей карьеры Смирдина, начинавшего приказчиком у В. А. Плавильщикова, книгопродавца и основателя первой в Петербурге публичной библиотеки… А закончившего, увы, в глубокой нищете, причиной которой стала исключительная его щедрость в отношениях с писателями и поэтами — во многом благодаря ему «ремесло» литератора обрело самостоятельность: «…Ныне литературные занятия дают средства к жизни…»
После его кончины петербургские книгопродавцы совместно издали «Сборник литературных статей, посвящённых русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина» — в пользу его семейства и на постановку на его могиле памятника.
Его же гигантская библиотека (50 тысяч томов) вскоре после его смерти была надолго утрачена, и лишь в конце прошлого столетия обнаружилась… в Чехии и Венгрии, где она и по сей день хранится.