15 ноября была опубликована окончательная редакция проекта под названием Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA), на русском — «Торговое соглашение по борьбе с контрафакцией». Данное соглашение предполагает создание ещё одной международной организации, целиком посвящённой борьбе с пиратством, не подотчётной ни Большой Восьмёрке, ни Всемирной торговой организации, ни даже Международной организации по защите интеллектуальной собственности и не связанной с ними.
Членство в организации, созданной вокруг ACTA, сугубо добровольное. В целом предполагается создание новой «правовой структуры» (legal framework) — системы вполне себе таких монументально драконовских законов по борьбе с пиратством.
Подготовка документа велась с 2007 года в обстановке подозрительной секретности. Бёрд Киви ещё в 2008 году писал, что даже депутаты Европарламента, требовавшие раскрытия сведений о переговорах по ACTA, получали от ворот поворот и пригоршню снега за шиворот: дескать, «защита коммерческих интересов Microsoft как одного из партнёров европейских институтов превалирует над разглашением в интересах общества…» Секретность объяснялась тем, что это, дескать, не политическое, а торговое соглашение, следовательно, договаривающиеся стороны имеют полное право хранить партизанское молчание.
Оппоненты доказывают, что, какой бы формат это соглашение ни носило, его последствия будут законодательными и политическими, а следовательно, публичность обязательна.
Кто бы их слушал ещё…
В 2008 году один из документов, связанных с переговорами вокруг ACTA, утёк на Wikileaks, а оттуда прямиком в газеты. Оказалось, всерьёз рассматривался вопрос о том, чтобы правительства государств, подписавших соглашение, могли закрывать к чёртовой все «пиратские» сайты. Также предполагалось создать новое международное агентство, которое выцыганивало бы у провайдеров данные на пиратствующих пользователей без шума и пылисудебного постановления.
В ответ на поднявшийся шум Еврокомиссия громко заявила, что утекшая бумага — филькина грамота, ибо даже черновика ACTA, который устраивал хотя бы в общих чертах высокие договаривающиеся стороны, в природе не существует.
Тем не менее утекавшие в дальнейшем черновики показывали, что ветер дует в весьма проблемную сторону, оттого такая и секретность. Например, рассматривались предложения поголовно досматривать на границе личную электронику граждан — ноутбуки, плееры, сотовые телефоны — на предмет содержания в них пиратских программ и развлекательного контента. Это, скажем так, наиболее вопиющий пункт. Менее вопиющий — это полное лишение уличённых в пиратстве граждан возможности доступа в интернет — в довесок к административным и уголовным последствиям. Такую политику приняли во Франции, так что теперь всевозможные владельцы прав на интеллектуальную собственность уповают на распространение этой практики как можно шире.
Ну, а правозащитные организации — FSF, EFF и многие другие — начали ACTA жестоко критиковать. Со стороны Free Software Foundation было заявлено, что ACTA создаст культуру «тотального надзора и подозрительности», и общий глас был таков, что ACTA грозит широкомасштабными нарушениями базовых прав и свобод человека.
Некоторым образом удалось продавить Европарламент: абсолютно подавляющим большинством голосов европейские парламентарии постановили, что в ACTA необходимо внести целый ряд изменений, с тем чтобы не допускать нарушений прав на свободу выражения и тайны личной жизни.
В конце июня 2010 года более 75 американских профессоров права подписали коллективное письмо в адрес президента Обамы, в котором говорилось, что опубликованный на тот момент черновой вариант ACTA несёт массированную угрозу общественным интересам.
Вряд ли всё это было сказано и написано случайно. Но опять же: одно дело какие-то там правозащитники и юристы, а есть — транснациональные корпорации с немаленьким лобби во властных коридорах. Есть также джентльменские правила игры, которые владельцам intellectual property очень мешают. И, справедливости ради, совсем не помогают наладить нормальные отношения между потребителями, которым неохота платить за то, что они могут получить бесплатно, и поставщиками контента — просто потому, что у каждой стороны свои, не коррелирующие понятия, какие отношения следует называть «нормальными».
Если ACTA действительно будет принята в своём «драконовском» виде, «выстраивание отношений» может затянуться на десятилетия. Кто от этого выиграет?..
Предположительно последняя, согласованная редакция проекта ACTA была опубликована в середине ноября.