Можно не любить Apple, можно не понимать, зачем нужен iPad, но нельзя отрицать, что он стал главным событием года для компьютерной индустрии. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, какую реакцию вызвало его появление: каждый производитель гаджетов задумался о выпуске собственного планшета. Если этого мало, подождите ещё несколько месяцев: когда появится планшетный Android, нашествие планшетов не смогут игнорировать даже скептики.
Слухи о планшете Apple ходили несколько лет. Дело, вероятно, в том, что проект был в разработке уже давно и какая-то информация нет-нет да и просачивалась наружу. Чаще всего это устройство представляли как большой MacBook без клавиатуры и сенсорного экрана. Когда его показали в начале 2010 года, оказалось, что это фактически очень большой iPhone. Тем не менее это не большой iPhone, и для планшета есть куча уникальных программ.
Конечно, до Apple планшетные компьютеры под управлением Windows выпускали все, кому не лень, но особой популярности они не снискали. Разумеется, у многих возникал вопрос: будет ли иметь успех новое детище Apple?
Начало продаж развеяло сомнения — iPad расходился великолепно. Миллион планшетов был продан за 28 дней, что дало повод аналитикам для каких-то совершенно заоблачных прогнозов продаж. Прогнозы, впрочем, не сбылись, не потому, что спрос упал — наоборот, он оказался настолько большим, что заводы не успевали производить планшеты в срок.
Похоже, планшеты пошли в народ — и речь вовсе не об одном iPad. В этом году у него не было конкурентов, но и iPhone поначалу был такой один. Как и в случае со смартфонами, Apple указала направление, в котором стоит двигаться: планшет должен быть тонким, лёгким, не требовать стила и — важный момент — выдерживать не меньше десяти часов без подзарядки.
Справедливости ради стоит вспомнить о планшетах на основе гугловского Android. За редким исключением, они не подлежат сравнению с iPad. Вины Android в этом почти нет, проблема в его производителях — малоизвестных, как правило, фирмах из Юго-Восточной Азии, которых удобство пользователя, качество сборки и время автономной работы без подзарядки интересовало в последнюю очередь.
Единственное заметное исключение — Galaxy Tab, который успел выпустить Samsung. Это уже устройство совсем другого класса, отличающееся от iPad не только платформой, но и форм-фактором. Он снабжён широким семидюймовым экраном, а потому — заметно компактнее и требует другого обращения. Его подводит лишь то, что существующие версии Android не рассчитаны на такой большой экран.
Впрочем, Android Honeycomb, следующая версия мобильной операционки Google, будет оптимизирована для планшетов. Веселье начнётся, когда она появится. Производители электроники уже готовятся к этому. Можно не сомневаться, что январская выставка CES будет переполнена планшетами. Motorola уже не скрывает этого, а ведь, как известно, именно с мотороловского смартфона Droid началось победное шествие Android.
Что же означает пришествие планшетов? Пессимисты предрекают, что последствия будут печальны, поскольку планшеты, в отличие от компьютеров, предназначены исключительно для потребления контента, а не для его создания. Однако это утверждение легко опровергнуть. Нет творчества, говорите? С помощью iPad творят. Деймон Албарн, лидер группы Gorillaz, записал целый музыкальный альбом исключительно с помощью iPad. Писатель Чарльз Стросс в поездках пишет на iPad книги (правда, возит с собой клавиатуру, на виртуальной особо много не напечатаешь). О художниках и говорить нечего: iPad идеально подходит для эскизов.
Те, кто говорит о том, что iPad не годится для творчества, как правило, не сочиняют музыку, не пишут книг и не рисуют картин. Язык, на котором они пишут, в лучшем случае называется Python, а в худшем — PHP. Для программирования современные планшеты действительно не годятся. Хотя их беспокойство кажется преждевременным, позиция, которую лучше всего выразил Марк Пилгрим в статье «Закат эпохи энтузиастов», всё же вызывает некоторое сочувствие:
«Когда-то Apple создавала машины, которые сделали меня таким, какой я есть. Я такой, потому что любил копаться в технике. Теперь, похоже, в Apple делают всё, чтобы помешать моим детям испытать то ощущение чуда. Apple объявила войну всем любознательным энтузиастам. С каждым обновлением ПО «джейлбрейки» перестают работать, и людям приходится искать другой способ взломать собственные компьютеры. Для iPad никогда не будет MacsBug, не будет ResEdit, редактора секторов Copy ][+ и списка iPad Peeks & Pokes. И это настоящая потеря. Может быть, не для вас, а для тех, кто об этом ещё не знает».
Проблема в том, что те же самые жалобы можно сформулировать другими словами, и они будут звучать вовсе не так апокалиптично. Планшет — это компьютер для тех, у кого нет времени разбираться в том, как всё это работает. Компьютер, который может валяться на газетном столике или лежать на кухне. Компьютер, к которому даже дилетанты не относятся как к священной корове. Разве это плохо?