Свердловский чиновник теперь несчастный человек. Вскорости ему могут запретить Skype и ограничить в пользовании электронной почтой; во всяком случае, именно это следует из служебного письма, подписанного руководителем аппарата правительства Свердловской области Сергеем Козловым и разосланного главам муниципалитетов в конце 2010 года.
Как пишет «Коммерсант», в письме говорится, что «органы ФСБ выявили ряд системных рисков, негативно влияющих на информационную безопасность органов госвласти и управления».
Поэтому ненавязчиво рекомендуется принять ряд мер, а именно: запретить чиновникам использование сервисов бесплатной электронной почты и интернет-телефонии Skype «для служебной переписки и иных форм делового общения».
Кроме того, при приобретении зарубежного программного обеспечения и аппаратуры рекомендуется «проводить консультации с компетентными органами».
Компетентные органы — это, понятное дело, ФСБ, в ведении которой находится, в частности, сертификация программного обеспечения, используемого в государственных органах (равно как сертифицирование каналов связи и т.д.). У Skype такой сертификации нет.
Как пишет «Коммерсант», руководитель пресс-службы свердловского УФСБ Анна Ластовецкая заявила, что «органы госвласти работают с информацией служебного характера ограниченного доступа, поэтому все программное обеспечение должно быть сертифицировано. Skype сертификации не имеет, что может привести к утечке информации».
Между тем неофициально источники «Коммерсанта» в «компетентных органах» сообщают, что Skype в ФСБ очень не любят, поскольку используемый им канал связи постоянно зашифрован, информацию с него считать практически невозможно. В общем, представляет Skype для уполномоченных товарищей самоочевидное неудобство, а возможные утечки тут на самом деле не при чём (точнее, «при чём», но в противоположном смысле).
Интересно, что «Независимая газета» увязывает происходящее с Wikileaks (учитывая, что, по сведениям «Коммерсанта», рекомендации по обеспечению информационной безопасности давались аж на общефедеральном уровне, а не только в Свердловской области). Дескать, так напугало детище Ассанжа чиновную корпорацию, что решили прикрыть Skype… Так, стоп, а при чём тут Skype? — Да какая разница! Надо же хоть что-то закрыть? Надо. Вот его и — —
Впрочем, единомоментного запрета на Skype и электронную почту, скорее всего, не будет: не так уж быстро такие дела у нас в стране обтяпываются.
С другой стороны, торможение процесса «оцифровки» государственных органов (перевода их на электронный документооборот, предоставление услуг населению через интернет и прочее «электронное правительство») с точки зрения российского чиновничества крайне логично. И даже жизненно необходимо, поскольку этот процесс самым непосредственным образом грозит сокращением чиновничьего поголовья в стране. А ему это совершенно некстати.