Всемирно известный кинокритик Роджер Эберт в своей колонке в Chicago Sun-Times объявил, что в дискуссиях вокруг стереокинематографа впору ставить окончательную точку: он «не работает с нашим мозгом и никогда не будет… Дело закрыто». К такому утверждению его подтолкнуло письмо, которое ему прислал очень известный в соответствующих кругах киномонтажёр и саунд-дизайнер Уолтер Мёрч — лауреат премии «Оскар», которую он получил за звук в фильме «Апокалипсис сегодня» (1979 год). Ещё два «Оскара» ему достались за монтаж и звук фильма «Английский пациент».
Так вот, Уолтер Мёрч (чей авторитет оспаривать будут только тролли и «безусловные знатоки всего на свете») говорит, что стерео не работает, в сущности, потому, что наши орган зрения и мозг на 3D-просмотрах сталкиваются с задачей, которая за предыдущие 600 млн лет эволюции перед ними никогда не ставилась.
Самая основная проблема состоит в том, что наши глаза фокусируются на неподвижной плоскости экрана, в то время как конвергенцию глаз стереофильм предлагает осуществлять на совсем иных расстояниях — в зависимости от месторасположения объекта, оказавшегося в фокусе стереокамеры.
Между тем обычно фокусировка зрения и конвергенция глаз осуществляются в одной и той же точке.
Сам факт возникновения стереоэффекта, конечно, показывает, что человеческое зрение способно «разводить» фокус и конвергенцию, но это требует от мозга дополнительных усилий. По мнению Мёрча, именно это приводит к тому, что от просмотра стереокино у многих начинает болеть голова — наш внутренний «процессор» не тянет такую нагрузку.
Технические ухищрения тут не помогут, считает Мёрч, поможет только создание истинно «голографических» изображений.
До них, кстати, похоже, уже не так далеко, как казалось прежде.
«Итак, — ставит Мёрч итоговый диагноз стереокино, — тёмное, низкого разрешения, дёргающееся, вызывающее головную боль и отторжение. И дорогостоящее. Вопрос в том, сколько пройдёт времени, прежде чем люди осознают всё это и поймут, что им это всё надоело?»
Кстати, сейчас всё чаще слышны разговоры о том, что стереокинематограф ожидает очередной спад и что он так и останется не более чем аттракционом.
На котором, впрочем, киноиндустрия успела неплохо подзаработать.