«Рабовладельческий» скандал с истерическими нотками, бушующий в эти дни вокруг компании Apple — вы ведь слышали о том, как китайские дети сутками напролёт полируют корпуса маков? — замечателен по нескольким причинам. Прежде всего тем, что начался он отнюдь не вчера, уходя корнями в середину «нулевых». Но есть интересные моменты и в составе участников, которые делятся не на две, как обычно, а на три группы. Первые верят в невыносимые условия труда на конвейерах Поднебесной и считают Apple непосредственным виновником. Вторые думают, что полемика в прессе оплачена конкурентами, «заказавшими» родину айподов, айфонов и айпадов (читайте «Хон Хай» Сергея Голубицкого в февральском «Бизнес-журнале»). Третьи… Да, есть ещё и третьи, позиция которых принципиально отличается от прочих, но прежде чем рассказать о ней, давайте разберём ситуацию детально, разложив по полочкам её составляющие.
Как и все современные гиганты бытовой электроники, Apple занимается лишь дизайном своих продуктов, переложив производственный процесс на партнёров из стран с дешёвой рабочей силой. Важнейший из них — тайваньская компания Hon Hai Precision Industry Co., известная под маркой Foxconn: будучи ещё и крупнейшим в мире контрактным производителем электроники, Hon Hai обслуживает практически весь список мировых брэндов, начиная от Dell с HP и заканчивая Nokia и Nintendo.
В свою очередь для самой Foxconn, владеющей фабриками по всему миру с общим штатом сотрудников более 800 тысяч человек (разные источники называют разные цифры: от 400 тысяч почти до миллиона), производственным центром служит комплекс в китайском городе Шэньчжэнь. Именно там и произошли трагические события, отголоски которых слышатся сегодня в «яблочном» деле. В период с лета 2009 по весну 2010 в цехах Foxconn в Шэньчжене пытались покончить с собой 13 человек. Большинству это удалось — люди прыгали с фабричных крыш. Однако впервые связка Foxconn + Apple появилась в заголовках информагентств ещё летом 2006 года, когда в британской жёлтой прессе были опубликованы кошмарные подробности из жизни китайских рабочих (см. «Компьютерра» ##644, 647).
Низкая зарплата, десятичасовой и более рабочий день, использование детского труда, утечки опасных реактивов в частности и отсутствие контроля за безопасностью труда вообще, подконтрольные администрации профсоюзы, переполненные общежития, убогий быт — вот базовый список претензий, вменяемых Apple и её китайскому партнёру. Но Foxconn славится ещё и военной дисциплиной в цехах, судить о которой можно по крупицам сведений, собранных пронырливыми журналистами у бывших работников и членов их семей: рабочим запрещается общаться друг с другом, управляющие не брезгуют рукоприкладством, а местные власти закрывают на происходящее глаза, потому что компания фактически тянет на себе бюджеты целых регионов.
И что бы ни говорили про «заказ», применительно к Foxconn большинство пунктов подтвердились. В последующие годы под давлением Apple и нескольких других американских компаний, Hon Hai пошла на целый ряд серьёзных уступок. На китайских заводах гиганта была приведена в соответствие с требованиями законодательства оплата труда, организовано обучение персонала и круглосуточная психологическая помощь, проработаны вопросы отдыха.
Но Apple на этом не остановилась. В ответ на первые же залпы критики компания создала специальную комиссию для регулярной инспекции всех своих китайских партнёров. По результатам её работы публикуется ежегодный отчёт («об ответственности поставщиков»), причём Apple осталась верной принципу неразглашения, называя лишь имена особо провинившихся. В минувшем году, вследствие упоминавшихся трагических событий, комиссию возглавлял лично Тим Кук, всего же проверкой было охвачено более сотни фабрик, принадлежащих десяткам компаний. Две из них — Foxconn и Wintek (отравившая рабочих, трудившихся над экранами для iPhone) — удостоились публичной порки, остальные сведены общей статистикой, свидетельствующей о по-прежнему неудовлетворительном состоянии дел на китайских заводах. Меньше трети фабрик удовлетворяют требованиям по рабочему времени, почти половина страдает от неудовлетворительной безопасности труда, треть гадит в атмосферу и так далее в точности по приведённому выше перечню. Apple пытается давить на партнёров и даже рвёт отношения с теми, кто не соглашается на уступки.
Тот факт, что судьба «несчастных китайских рабочих» начинает беспокоить прессу аккуратно накануне релиза очередной новинки от Apple (iPhone в 2007 и iPad в 2010), конечно, наводит на определённую мысль. Но едва ли не больше можно узнать просто выйдя за проходную любой из фабрик той же Foxconn, как это сделал, например, корреспондент Guardian. Там, за фабричными стенами с уже воздвигнутыми сетками для «прыгунов», вьётся живая очередь из желающих получить работу. Беднота, съезжающаяся из провинций, подделывает документы и готова стоять по несколько суток, мечтая занять место у конвейера — пусть даже освободившееся по причине смерти работника. Даже при зарплате, едва превышающей легальный минимум, постоянной переработке и строгих правилах в цехах, вакансия в электронной промышленности лучше, чем работа на фабрике игрушек или обуви. Неудивительно, что с каждым годом число выявленных нарушений только растёт: может быть западный контрактор и в состоянии изменить условия на некоторых фабриках, но он бессилен перед общей экономической ситуацией в стране.
Согласитесь, в таких условиях нет смысла особенно усердствовать в поиске виноватых или наказании провинившихся. Загадочная третья сторона в скандале как раз и занимает эту — самую выгодную — нейтральную позицию, не ища виновных и не подбирая оправданий, а просто стараясь обратить ситуацию себе на пользу. И эта третья сторона сама Apple.
Перегибы китайских фабрикантов касаются не только, да и не столько «фруктового гиганта»: Wal-Mart, Dell, Nokia и другие в равной, если не большей степени заинтересованы в дешевизне китайского аутсорса. Но только в Apple додумались, как извлечь выгоду из огласки этого неприятного факта. Проверки на местах, давление на директоров, образовательные программы, оплаченные из кармана компании — всё это основание пирамиды, на вершине которой стоит Он: ежегодный отчёт об ответственности поставщиков. Выдержанный в карамельных тонах, с улыбающимися девушками в чистеньких халатиках у конвейера и довольным рабочим, склонившимся над полной тарелкой, Отчёт живописует приятную сердцу западного потребителя картину высококвалифицированного труда и справедливого возмездия для оступившихся. Трудная судьба китайского сборщика айпадов не должна омрачить дум их счастливых покупателей. А лучшей иллюстрацией эффективности этой стратегии может служить рыночная капитализация империи Джобса. Скоро год как Apple возглавляет список самых богатых ИТ-бизнесов планеты.